Як-1 с мотором М-106П – истребитель с форсированным двигателем

Согласно правительственному заданию при постройке И-26 он должен был быть оснащен мотором М-106П. Однако, для исключения задержки выпуска истребителя в заданный срок из-за доводочных работ данного мотора было принято решение заменить его на двигатель М-105П.
В дальнейшем работы по М-106П продолжались в направлении форсирования мощности М-105ПФ. С 27 октября по 9 ноября 1942 год были проведены успешные 100-часоые государственные испытания этого мотора. Взлетная мощность была повышена с 1210 до1350 л.с., а номинальная мощность на расчетной высоте возросла с 1260 до 1350 л.с. Увеличение мощности мотора М-106П сулило значительное улучшение летных характеристик серийных самолетов. По этой причине первый опытный экземпляр мотора был установлен на истребитель Як-1 для проведения испытаний.
Летные испытания Як-1 с мотором М-106П проходил дважды: сразу после выпуска в августе и затем в октябре 1942 года после улучшения аэродинамики. Время набора высоты 5000 метров с данным мотором сократилось с 6,26 до 5,6 минут. Однако было установлено, что существующие водо- и маслорадиаторы не обеспечивают нормального охлаждения мотора на режиме максимальной скороподъемности при температурах наружного воздуха более +15 градусов.
Аналогичные результаты были получены 10 марта 1943 года во время заводских испытаний серийного Як-1 с серийным мотором М-106-1ск. Во время испытаний были достигнуты максимальные скорости горизонтального полета у земли — 537 км/ч и на высоте 3400 м — 606 км/ч. Высоту 5000 м самолет набрал за 5.1 мин. Однако стала понятна необходимость увеличения на 12-15 % эффективности существующих охлаждающих устройств для обеспечения нормального температурного режима мотора.
Несмотря на выявленный недостаток и в расчете на то, что авиационная промышленность и ОКБ сумеют преодолеть трудности доводки систем охлаждения под новый мотор, постановлением ГКО от 10 января 1943 года заводу № 292 было поручено к апрелю 1943 года полностью перейти на выпуск самолетов Як-1 с мотором М-106П. В январе и феврале 1943 года было изготовлено 47 истребителей с новым мотором, из которых 19 были отправлены в части.
В январе 1943 года в ОКБ Яковлева попытались улучшить температурные режимы М-106-1ск и одновременно улучшить дополнительно летные данные самолета за счет конструктивных изменений. Для этой цели на опытном заводе, принадлежащем ОКБ, был переоборудован один из серийных Як-1. На данном экземпляре было установлено новое крыло с металлическими лонжеронами, серийное металлическое хвостовое оперение от Як-7. Также вперед под крыло был смещен водяной радиатор, а маслорадиатор выполнен из двух радиаторов диаметром 225 мм, установленных в центральной части крыла. На испытаниях были получены максимальные скорости горизонтального полета.
Однако из-за плохих температурных показателей, требующих увеличения площади радиаторов, увеличенного выброса масла в суфлер и других дефектов судьба Як-1 с мотором М-106П была предрешена и марте 1943 года этот мотор был снят с производства. Более 300 уже изготовленных моторов были перерегулированы на режимы М-105ПФ с потерей взлетной мощности до 1180 л.с. и получили обозначение М-106ПМ. Другая часть изготовленных моторов, которая не прошла сдаточные испытания, была переделана путем установки вместо односкоростного нагнетателя двухскоростного без замены других деталей, при этом не произошло потери мощности по сравнению с М-105ПФ. Эти моторы были рекомендованы для использования в школах ВВС из-за неполной взаимозаменяемости по деталям с моторами других серий.
Дальнейшие испытания и доводка мотора М-106 и самолетных систем охлаждения были продолжены заводом № 26 в городе Уфа на самолете Як-1 по программе главного конструктора и прекращены после катастрофы этой машины 22 октября 1943 года.
Летно-технические характеристики Як-1 с мотором М-106П:
- размах крыла – 10 м;
- длина – 8,48 м:
- масса пустого самолета – 2427 кг;
- взлетная масса – 2927 кг;
- двигатель – М-106П;
- мощность – 1180 л.с.
- максимальная скорость у земли – 535 км/ч;
- максимальная скорость на высоте – 610 км/ч;
- скороподъемность – 893 м/мин;
- потолок – 9900 м;
- дальность полета – 650 км.
