Московский завод спецавтомобилей (МЗСА)


Строительство административно-хозяйственного корпуса на Открытом шоссе, 48А

История Московского завода спецавтомобилей (МЗСА) берет свое начало с приказа министра автомобильной и тракторной промышленности СССР № 212 от 30 апреля 1948 года, когда под организацию экспериментального завода погрузочных машин с организацией Центрального Конструкторского бюро были переданы здания и сооружения бывшего 10-го таксомоторного парка.

Дата: «1948 год  — создан МЭЗПИ – Московский экспериментальный завод погрузочных машин».


Прессовый цех. 1957 год

30 июня 1949 года постановлением Совмина № 2841 было принято решение «Об изменении места строительства Московского экспериментального завода автопогрузчиков, Министерства автомобильной и тракторной промышленности», подписанное лично Иосифом Виссарионовичем Сталиным.

В документе говорилось: «В частичное изменение Постановления Совета Министров СССР от 24 апреля 1948 года № 1364 обязать Министерство автомобильной и тракторной промышленности передать Московскому Совету депутатов трудящихся площадку бывшего 10-го таксомоторного парка в г. Москве, ранее отведенную под строительство Московского экспериментального завода автопогрузчиков».


Прессовый цех. 1957 год

Страна после Великой Отечественной войны поднималась из руин, и народному хозяйству СССР требовалась разноплановая продукция, в том числе складские и вилочные погрузчики. В такой технике нуждалась и сама Москва, поэтому планировать ее выпуск далеко от места использования было нецелесообразно. Именно поэтому решение о создании экспериментального предприятия погрузочных машин для транспорта и промышленности было принято без проволочек.

Дата: «1949 год – принято Постановление Совета Министров СССР № 2841 от 30.06.1949 г. о строительстве МЭЗА – Московского экспериментального завода автопогрузчиков».


Заводские здания

Компрессорная, 1957 год

Освободить восстановленные здания и передать площадку было поручено в срок до 1 октября 1949 года, а помещения, занятые оборудованием механического цеха, — до 1 января 1950 года. При этом от Московского городского Совета депутатов требовалось до 15 июля 1949 года передать Министерству автомобильной и тракторной промышленности недостроенные здания фабрики Сокольнического Райпромтреста с примыкающей к ней площадкой размером 9 га. Площадка была расположена между участками совхоза «Бодрое», площадкой Мосвузстроя и Открытым шоссе, включая участок тарной базы Мосвоенторга Министерства торговли СССР. Все здания и сооружения, расположенные на данной территории, были переданы на баланс Министерства автомобильной и тракторной промышленности. Также в районе Открытого шоссе была выделена площадка площадью 12-15 тысяч кв.метров под строительство жилья. При этом на изменение места расположения тарной базы Мосвоенторга было отведено всего две недели.


Электромеханический цех, 1960 год

Ответственных обязали в месячный срок выдать Министерству автомобильной и тракторной промышленности архитектурно-планировочное здание и соответствующую документацию по отводу новой площадки сетей водоснабжения, фекальной и ливневой канализации. То же касалось материалов и необходимых для проектирования завода геологических изысканий.


Главный корпус, 1960 год

Для возведения объектов были выделены местные строительные материалы  и подключено к работе Министерство строительства предприятий машиностроения. Министерство электростанций обязали в месячный срок предоставить в Совет Министров СССР предложения по обеспечению электроэнергией Московский экспериментальный завод погрузочных машин. Министерству автомобильной и тракторной промышленности было выдано задание в месячный срок разработать примыкания железнодорожных путей нового предприятия к путям Московско-Окружной железной дороги. Министерству путей сообщения было поручено рассмотреть и утвердить указанный проект примыкания заводских и железнодорожных путей. Промбанку было выдано разрешение финансировать строительство завода по утвержденному проектному заданию со сметно-финансовыми расчетами, по техническим проектам и системам на отдельные объекты.

Освоение выпуска погрузчиков


Погрузчик модели 4000М с блочной подвеской для деревянных нетарных контейнеров

Первоначально завод разместили в небольшом двухэтажном кирпичном здании бывшей пуговичной фабрики. На первом этаже были оборудованы экспериментальный и инструментальный цеха, столовая и медпункт.

На втором этаже разместили конструкторское бюро в составе 75 человек и отдел главного технолога.

Однако одного здания новому предприятию не хватало, поэтому сразу началось строительство новых производственных корпусов, ангаров, складов и гаражей.

Они должны были обеспечить предприятие необходимыми помещениями с целью оптимизации всей цепочки изготовления изделий – от получения материалов до хранения готовой продукции.

Факт: «Было время, когда для отопления цехов и других помещений использовали паровоз, в топку которого кидали уголь, и тепло шло по зданиям. Работники предприятия также помнят совхозные поля, теплицы и свинарники».


Компактный вилочный погрузчик грузоподъемностью 1,5 тонны

Несколько ангаров, приспособленных под склады, гаражи и деревянное здание заводоуправления – так начинался Московский завод спецавтомобилей (МЗСА).

Поначалу экспериментальный завод специализировался исключительно на производстве мелких серий погрузочных машин особых типов.

Так, в 1949 году изготовили 100 единиц техники, в 1950 году – 750 единиц, а в 1951 году – 1000 единиц. Для проектирования новых типов машин на предприятии был сформирован коллектив талантливых конструкторов и технологов.

Дата: «14 августа 1950 года – на основании решения Исполкома Московского городского Совета от 14.07.1949 г. № 13/19 и от 09.11.1949 г. № 61/10 выделен земельный участок 9,3 га для строительства Московского экспериментального завода погрузочных машин».

Предприятию предстояло освоить выпуск погрузчиков грузоподъемностью 1-1,5 тонны с выпуском до 3500 штук в год, а также средних автопогрузчиков с навесным оборудованием грузоподъемностью 3 тонны. Такие машины комплектовались ковшом и крановой стрелой для погрузки и выгрузки различных тяжеловесных, длинномерных и сыпучих грузов. Данные погрузчики предназначались для работы на стройплощадках, подъездных путях промышленных предприятий, грузовых дворах железных дорог, речных и морских портах.

Факт: «По мере количества роста выпускаемой продукции ассортимент претерпевал корректировку. Например, больших 5-тонных погрузчиков вскоре после начала массового производства вместе с документацией был передан на Львовский завод автопогрузчиков».

Реорганизация в «почтовый ящик»


Тротуароуборочная машина ТУМ-975

В 1955 году Московский экспериментальный завод погрузочных машин Мосгорсовнархоза был реорганизован в п/я 4111. Теперь завод стал закрытым предприятием, выпускающим продукцию для Министерства обороны. вся документация, имевшая отношение к военному ведомству, была засекречена. Часть документации со временем была сожжена, но по гражданским заказам информация по большей части сохранилась.

В 1958 предприятие стало специализироваться на разработке, испытаниях и выпуске опытных образцов техники для коммунального хозяйства г. Москвы на шасси грузовых автомобилей ГАЗ-51 и ЗИЛ-130. Некоторые из таких машин было созданы в единичном экземпляре или выпущены мелкой серией:

  • Тротуароуборочная машина ТУМ-975, унифицированная с Москвич-402, была выпущена партией в количестве 150 экземпляров. Затем их производство было передано на один из заводов подчинения МПС – «Красный путь».
  • В единственном экземпляре был изготовлен илосос модели 30120 КО, созданный для очистки городских коммуникаций от загрязнений.
  • Также была спроектирована и выпущена в единственном экземпляре уникальная экспериментальная машина по производству пельменей.


Мусоровоз модели 93М на шасси ГАЗ-51

Вскоре на предприятии был освоен выпуск мусоровоза модели 93М на шасси ГАЗ-51. Спецавтомобиль стал объектом гордости заводчан, поскольку при проектировании его спецнадстройки были решены сложнейшие технические задачи по установке гидравлической системы.

Мусоровозы выпускали по 90 штук в месяц на протяжении полутора лет, а заявки на их поставку присылали со всей территории СССР.


Рассадочно-посадочная машина

Пользовались спросом и разработанные специалистами предприятия рассадопосадочная и картофелепосадочная машины. Их производство было налажено на различных предприятиях сельхозтехники по технической документации МЗПМ. Помимо этого на овощебазах и овощехранилищах нашли применение пенонапылители, созданные совместно с заводом с Открытого шоссе. 

Продукцию отгружали не только внутренним потребителям, но и за рубеж. В 1963 году на предприятии была изготовлена уникальная дизельная насосная установка для Республики Куба. По кооперации дизель для установки был поставлен из Челябинска, а насосы – с Московского насосного завода. Опытные образцы техники проходили всесторонние испытания вне очереди и после подтверждения соответствующего уровня качества отправлялись на экспорт. Всего за три месяца было изготовлено 120 таких дизельных установок.

Наряду с автомобильной техникой завод выполнял план по производству товаров народного потребления, которые пользовались огромным спросом. В номенклатурный перечень входили:


Складная тележка

  • двухколесные тачки;
  • четырехколесные дачные тележки;
  • надстройка для трехколесного мотороллера;
  • открытый четырехколесный велосипед с педально-штанговым приводом;
  • детский мини-автомобиль, имитирующий сходство с правительственным ГАЗ-13 «Чайка»;
  • простейшие самокаты и кресла-качалки с рулевым колесом для детских садов, садов-яслей и дошкольных организаций.

Фургоны для военных

Как военному предприятию п/я 4111 было поручено освоить производство каркасно-металлических фургонов, которые предназначались для размещения, монтажа, транспортировки и эксплуатации различного специального военного оборудования.


Изделие 40230 на шасси МАЗ-5335

Факт: «Требования Минобороны к качеству выпускаемой продукции были настолько высоки, что осуществлялся пооперационный контроль качества. Другими словами, каждую деталь, узел или агрегат комиссия принимала по акту, в котором стояла подпись ответственных лиц».


Изделие 2213

Окончательная приемка изделий Московский завод спецавтомобилей (МЗСА) осуществлялась представителями военной приемки Министерства обороны, при этом особое внимание уделялось проверке изделий на герметичность. После 40-километрового пробега по грунтовым дорогам каждое изделие устанавливали в дождевую камеру и обдавали напором воды под давлением. Если влага проникала на внутреннюю обшивку (а такое случалось при браке заклепочных соединений), то изделие возвращали на доработку. Специалисты оценивали масштаб ремонта и при необходимости переделывали работу заново. Однако машины испытывали не только в заводских условиях, но и на трассах севернее Москвы. Особенно это было характерно для зимнего периода, поскольку согласно техническим условиям изделия должны выдерживать температуру до -40 градусов Цельсия.


Кузов КМ130 на шасси ЗИЛ-130

Конструкция кузова предусматривала типовое крепление военного оборудования без нарушения герметичности. Кузова были унифицированы по основным элементам каркаса, дверям, окнам и люкам, электрооборудованию, отопителям и фильтровентиляционным установкам. Используемые материалы брались по специальному перечню и без разрешения заменять их неутвержденными аналогами было запрещено. Кузова оборудовались системой внутреннего освещения, внешними световыми приборами, светомаскировкой, металлическими трапами для входа и выхода, а также держателем запасного колеса.

С завода автомобили направлялись на другие военные предприятия для монтажа оборудования (радиолокационных установок, мобильных радиостанций, фургонов для размещения личного состава в полевых условиях, электросварочных агрегатов).

Факт: «Качество изделий было настолько высоким, что внутреннее устройство модели 2601 было таким, что ее невозможно было обнаружить имеющимися в то время радарами».

В 1964 году на предприятии приступили к выпуску кузовов-фургонов КМ66 на шасси ЗИЛ-157, которые предназначались для размещения, монтажа, транспортировки и эксплуатации различного специального оборудования. В апреле было собрано 4 машины, в мае – 2, в июне – 10, в сентябре – 47, в октябре – 50, в декабре – 82. Их серийное производство осуществлялось вплоть до 1975 года.

Освоение производства кузовов и фургонов


Подъемник ножничного типа А64

В 1962 году было создано уникальное изделие 921М, которое представляло собой транспортную машину с установленной на ней телескопической вышкой со сложной гидравлической системой. На ней размещалась радиолокационная станция ближнего обнаружения, а в качестве мобильной платформы использовалось шасси ЗИЛ-157Е с лебедкой.

В этот же период было налажено серийное производство авиационного подъемника А-64. Он предназначался для транспортировки съемного авиационного оборудования и подачи различных агрегатов в грузовые люки самолетов, протирки, чистки и зачехления.

С 1963 по 1972 год на предприятии монтировали гидравлические автокраны на шасси ЗИЛ-130 и выпускали фургоны для гусеничного тягача ХТЗ-27А и грузового автомобиля КрАЗ-219П, а также уникальную мобильную кислорродоазотодобывающую станцию АКДС.

На базе харьковского гусеничного тягача выпускалась модель 927, предназначенная для работы геологов в труднодоступных районах страны.


Модель 910 на шасси удлиненного варианта АТ-Т

Выпуск запчастей

В 1965 году на предприятии согласно постановлению ВСНХ СССР № 18 от 31 марта 1964 года был освоен выпуск запчастей к грузовикам ЗИЛ. Для этой цели был освоен только что отстроенный производственный цех площадью 14 000 кв.метров и введен  новый тип массового поточного производства. С ЗИЛа были переведены специалисты и перевезено необходимое оборудование для выпуска:

  • картера заднего моста;
  • кронштейнов передних и задних рессор;
  • деталей рулевого управления;
  • деталей передней и задней подвесок.

В этот же период само предприятие было переименовано в Московский завод автомобильных кузовов (МЗАК).

Дата: «1966 год – утвержден устав МЗАК».

Технической перевооружение предприятия осуществлялось по генеральному плану интенсификации производства. Устаревшее оборудование заменялось современными станками и целыми автоматическими линиями. Бюро новой техники освоило технологию «спекания» пенопластовой крошки и изготовления утеплителя в виде плит. По сути это было безотходное производство, которое принесло значительную экономию.

Военные изделия


Кузов КМП10

В 1975 году выпуск запчастей был прекращен, а большую часть оборудования (70 станков) вывезли в Баку, где наладили изготовление деталей ЗИЛ для всего СССР. Еще 60 станков передали филиалу ЗИЛа в Нижнем Тагиле, а освободившиеся производственные мощности были переоборудованы для выполнения военных заказов.

Был налажен выпуск изделия 770Е для размещения, транспортировки и эксплуатации в нем оборудования.

На протяжении 1970-х годов основной продукцией предприятия оставались фургоны КМ. Среди которых были и версии для размещения личного состава. Они оборудовались по аналогии с купейным железнодорожным вагоном: отсеки-купе с двухэтажными спальными местами объединял длинный коридор. Объем производства фургонов доходил до 200-300 экземпляров в месяц.

Факт: «Техническая документация на все разработанные модели передавалась многим предприятиям отрасли для серийного производства. Среди таких предприятий были Шумерлинский и Энгельсский заводы специализированный автомобилей, Козельский механический завод и др.».

Одной из задач, которые стояли перед конструкторами, было обеспечение соответствия изделий железнодорожным габаритам без снятия колес с машин. Это облегчало транспортировку изделий и делало их применение повсеместным.


Кузов КМ П2 на шасси 2-ПН-2М

Факт: «Созданное после войны с нуля, в 1970-е годы предприятие располагало развитой инфраструктурой и современным оборудованием. Гальванический цех работал круглосуточно. На участке термической обработки выполнялся полный цикл всех видов операций по упрочнению и покрытиям. Прессовый цех со сложным оборудованием и прессами от 40 до 500 тонн мог осуществлять любые операции по штамповке. При цехе работали заготовительные отделения по раскрою металла и утилизации отходов».

В 1973—1989 годах завод выпусккал типовое санитарное оборудование для всех автобусных парков СССР. На протяжении 1981—1992 годов помимо проектно-конструкторских разработок специальной кузовной техники также велось изготовление опытных и малых серий кузовов по заказам ведущих отраслей отечественной промышленности, в том числе и нефтегазовой.


Модель 770Е

Дата: «1981 год – Московский завод автомобильных кузовов (МЗАК) согласно приказу Министра автомобильной промышленности № 044 от 01.06.1981 г. был переименован в МОЭЗСА – Московский опытно-экспериментальный завод специализированных автомобилей».

В 1970—1980-х годах были разработаны и выпускались до 1991 года модели типа «Ф». Они представляли собой крупногабаритные контейнеры, которые транспортировались с помощью самолетов.

Тяжелый этап в жизни предприятия


Строительство административного здания

В 1988 году с приходом на завод нового директора Дурнова Игоря Николаевича начался новый этап развития предприятия. С югославской компанией «Прогресс» был заключен договор на разработку проекта реконструкции завода, а также началось проектирование новых технологических линий под производство рефрежираторов. Были заключены контракты на поставку технологического оборудования. Началось строительство административного здания и большого производственного корпуса для выпуска передвижных телевизионных станций. До этого такие автомобили закупали в Финляндии.

В конце 1980-х начале 1990-х годов в стране начались бурные процессы демокритизации. Глобальные перемены соавпали с мировыми процессом разоружения, который повлек за собой резкое сокращение оборонного заказа и наложения дополнительных ограничений на деятельность предприятий ВПК.

Подготовка к производству передвижных телевизионных была приостановлена из-за распада СССР и отсутствия поставок из Латвии и Эстонии.

Помимо этого на предприятиии сложилась неблагоприятная кадровая ситуация. Массового приема на работу не происходило с крнца 1980-х годов, при этом происходил отток квалифицированного персонала в развивающийся коммерческий сектор. Хроническая задалженность по зарплате и ее низкий уровень привели к потерям лучшей части сотрудников.

Дата: «Решением Учредительной конференции от 24.11.90 завод был реорганизован в коллективное предприятие «Московский завод специализированных автомобилей», а в 1994 году – в товарищество с ограниченной ответственностью».


Изделие 2601 на шасси ГАЗ-710Б

В поиске любого заработка предприятие занималось выполнением дополнительных работ: освоен выпуск сейфов, металлических конструкций по заданию строительных фирм Москвы, решеток и ворот. Директор Игорь Дурнов в попытках обеспечить завод заказами обращался в Правительство с предложением выпускать изотермические кузова, рефрижераторы и полуприцепы. Однако это предложение не нашло поддержки.

Строительство производственных зданий было приостановлено и затем закончено лишь в конце 1990-х годов.

Дата: «4 апреля 1994 год – создано ТОО «МЗСА» — товарищество с ограниченной ответственностью «Московский завод специализированных автомобилей».


Продукция МЗСА по спецзаказу Московского управления строительством Союзагромпромстроя

К середине 1995 года производство на заводе было практически остановлено. Задолженность за газ, воду и электроэнергию с начисленными пенями достигала суммы 3 500 000 долларов. Списочный состав завода составлял менее 100 человек, включая охрану.

В мае 1995 года состоялась встреча с одним из учредителей компании «ЛИТ» — Карасевым Ю.В. Молодая компания интенсивно развивалась и ей требовались складские помещения. В результате переговоров было принято решение о завершении строительства производственного корпуса.

С июня 1995 года было открыто финансирование и к началу 1997 года корпус, строительство которого осуществлялось силами Московского завода спецавтомобилей, был принят комиссией.

В 1997 году была разработана концепция развития производства МЗСА. Учитывая тот факт, что на заводе практически не осталось работоспособного оборудования (98% станков имели срок эксплуатации более 20 лет), было решено начать производство простой продукции и поэтапно переходить к выпуску более сложных изделий.

Прицепная техника и спецавтомобили

Первым этапом стала разработка конструкции и выпуск прицепной техники без тормозной системы и прицепов, оснащенных инерционной тормозной системой. Затем было освоено производство более тяжелых прицепов с пневмогидравлической тормозной системой, при производстве которой использовались комплектующие фирмы AL-KO KOBER (Германия) и Завода имени Лихачева (ЗИЛ).

Дата: «18 марта 1999 год – реорганизация в Общество с ограниченной ответственностью «МЗСА».


Легковой прицеп МЗСА-8117710.001 для перевозки различных грузов

За короткий срок была разработана конструкторская документация и налажено серийное производство более 25 моделей прицепной техники.

Недостатком известных на тот момент конструкций являлась невозможность опрокидывания кузова прицепа без расцепления его с автомобилем из-за жесткого крепления платформы к дышлу прицепа. Полученный на предприятии технический результат позволил расширить функциональные возможности прицепа, сократить время и упростить процедуру разгрузки и погрузки прицепа.


Прицеп для транспортировки взрывоопасных грузов

С учетом выпуска прицепов по спецзаказам, ассортимент выпускаемой прицепной техники Московского завода спецавтомобилей (МЗСА) составлял более 200 моделей. Среди них лодочные прицепы длиной от 5 до 9 метров, прицепы для катеров и яхт больших  габаритов и массы, усиленные бортовые прицепы, специализированный прицеп для транспортировки взрывоопасных грузов (разработан по заказу ФСБ), автоприцеп-коневозка, прицепы под самолеты и вертолеты малой авиации и т.д.

В 2001—2002 годах был разработан и изготовлен пожарный автомобиль АНР-40. Уникальность автомобиля состоит в том, что спроектирован он специально для сельской местности, удаленной от водоемов, и укомплектован пожарными рукавами суммарной длиной 1200 метров.

В 2004 году был изготовлен эвакуатор с гидроманипулятором на двухосном шасси с увеличенной базой.


Передвижной пункт заготовки крови (ППЗК) на базе автобуса НЕФАЗ-5299

В 2007 году был выполнен заказ от ГВМУ ВС РФ на передвижной пункт заготовки крови (ППЗК) на базе автобуса НЕФАЗ-5299 для госпиталя Бурденко. Спецавтомобиль предназначен для размещения в нем персонала, стационарного оборудования, обеспечения комфортных условий работы, транспортировки оборудования для размещения мобильного пункта заготовки крови, а также транспортировки и размещения дополнительного оборудования:

  • холодильник на 180 доз донорской крови;
  • экспресс охладитель;
  • перевязочные столы;
  • сейфы и др.

Также на Московском заводе спецавтомобилей (МЗСА) были разработаны и выпускались следующие автомобили:

  • пожарный штабной автомобиль АШ-5 на базе ГАЗ-2705, предназначенный для доставки к месту дислокации, развертывания снаряжения и обеспечения работы оперативной группы управления;
  • автофургон общего назначения МЗСА-37351 на базе ГАЗ-3302 для перевозки различных грузов или для комплектации специализированных автотранспортных средств производственного, складского, лабораторного, санитарного назначения или для других нужд народного хозяйства;
  • автопоезд в составе тягача ЗИЛ-5301 и прицепа МЗСА-83142А для перевозки различных грузов.

По заказу фирмы «Савиат» было разработано и изготовлено модульное сооружение блочного типа (МФ СБТ – 1;2;3), предназначенное для защиты, работы и отдыха личного состава, медицинских пунктов, операционно-раенимационных отделений полевого госпиталя.


Модульные сооружения блочного типа

Поделиться с друзьями:
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии