М-4 – серийный советский гидроплан
Следом за М-3 зимой 1914—1915 годов был разработан новый гидроплан М-4, который представлял собой видоизмененный вариант предыдущей модели.
Новый гидроплан получил мотор Gnome Monosoupape мощностью 100 л.с., а также измененные профиль крыльев и корпус лодки. Редан был вогнутый, низкий, угол продольной килеватости очень малый. Первоначально гидроплан получил лыжу, но позже она была демонтирована. Стабилизатор имел в своей основе конструкцию с изменяемым в полете углом установки, для чего служил винтовой подъемник под его передней кромкой.
Летно-технические характеристики гидроплана М-4:
- размах крыла – 13,62 м;
- площадь крыла – 37,9 кв.м;
- длина – 8 м:
- взлетная масса – 870 кг;
- двигатель – Gnome Monosoupape;
- мощность – 100 л.с.
- максимальная скорость – 100 км/ч;
- крейсерская скорость – 76 км/ч;
- дальность полета – 320 км;
- экипаж – 2 чел.
Весной 1915 года в Севастополе были проведены успешные испытания гидроплана М-4, после чего он был принят морским ведомством в количестве четырех экземпляров, два из которых поступили на Балтийское море и еще два – на Черном море.