История грузовика

В 1958 году на смену КАЗ-601 конструкторами Кутаисского автозавода был разработан цементовоз на шасси ЗИЛ-164Г, который получил обозначение КАЗ-601В.
Цементовозы КАЗ-601 и КАЗ-601В были достаточно распространенными, но по мнению эксплуатационников, они имели множество недостатков:
- Возникала необходимость оборудовать специальными приямками места приема цемента, так как особенность эксплуатации этих цементовозов заключалась в том, что выгрузки их могла осуществляться только в люк, находящийся ниже уровня самого грузовика.
- Происходил большой распыл цемента при выгрузке.
- Несмотря на наличие вибраторов, для выгрузки остатков цемента из цистерны часто применяли ручной труд.
- Цементовоз имел малую емкость кузова-бункера и отсутствовала возможность ее увеличения, например, с помощью прицепа, из-за невозможности установки фаркопа.
Именно эти причины в дальнейшем заставили отказаться от эксплуатации цементовозов с механической разгрузкой и отдать предпочтение цементовозам с пневматической разгрузкой.
Цементовоз КАЗ-601В серийно выпускался на Кутаисском автозаводе с 1958 по 1962 год и предназначался для доставки цемента со складов и из бункеров на строительные объекты.
Конструкция цементовоза КАЗ-601В
Рама, подвеска и колеса

Цементовоз КАЗ-601В имел клепанную штампованную раму, которая состояла из двух балок со швеллерным сечением, соединенных стальной поперечиной. Продольные балки имели переменное сечение по ширине и высоте. При помощи болтов к ним крепились буксировочные крюки и передний бампер. Передняя поперечина рамы служила для крепления радиатора и поперечной опоры двигателя, а с внутренней стороны к ней крепились задние опоры мотора.
Для передней оси была использована подвеска с двумя рессорами, а для задних мостов – две основных и две дополнительных рессоры, которые подвешивались к раме при помощи полуэллиптических рессор, соединенных с задним мостом и передней осью.
Тормозная система
Цементовоз КАЗ-601В имел пневматическую тормозную систему. Она состояла из баллонов для хранения сжатого воздуха, системы клапанов, трубопроводов и воздушного компрессора, который имел привод от двигателя. Для приведения в действие тормозной системы в кабине имелась педаль с пневмоприводом.
Двигатель, сцепление и коробка передач
Силовой агрегат состоял из карбюраторного 4-тактого 6-цилиндрового рядного двигателя мощностью 97 л.с. при 2600 об/мин в паре с 5-ступенчатой коробкой передач, которая имела повышающую пятую скорость. В силовом агрегате было использовано двухдисковое сухое сцепление.
Кабина

Цементовоз КАЗ-601В оснащался цельнометеллической трехместной кабиной. Для ее отопления имелся жидкостный отопитель, обогреватель ветровых стекол и вентиляция. Сиденья имели пружинную подвеску, а водительское сиденье дополнительно получило регулировку по высоте.
Лобовое стекло состояла из двух половинок. Левая половина была подъемной и крепилась в любом положении, правая – глухой. Дверные окна были подъемными, а двери – цельнометаллическими с навеской на передней стойке. Левая дверь имела замок, позволяющий запирать кабину снаружи.
Для освещения дороги в темное время суток в передней части крыла КАЗ-601В имелись две электрические фары с лампами ближнего и дальнего света, а в верхней части крыла были расположены габаритные огни. Единственный задний фонарь с секциями стоп-сигнала, обозначения заднего габарита и освещения номерного знака крепился к кронштейну номерного знака на левом лонжероне рамы.
Цистерна

Кузов цементовоза КАЗ-601В представлял собой металлическую сварную цистерну эллиптического сечения объемом 3 куб.метра, которая опрокидывалась с помощью гидравлического подъемного механизма, аналогичного применяемого на самосвале КАЗ— 600.
Цемент загружался через герметичный верхний люк, расположенный сверху в средней части цистерны. В горловине люка размещался указатель уровня цемента и фильтр-сапун для отвода воздуха, вытесняемого из цистерны во время ее загрузки, а также для впуска воздуха при сваливании цемента.
Разгрузка цемента осуществлялась через другой люк с крышкой, размещенный в задней суженной части цистерны. Для очистки цистерны от остатков цемента она комплектовалась двумя пневматическими вибраторами, приводимыми от тормозной системы грузовика.
Технические характеристики и габаритные размеры КАЗ-601В:
- длина – 6050 мм;
- высота – 2180 мм;
- ширина – 2280 мм;
- колесная формула – 6×4;
- объем кузова – 3 куб.метра;
- время подъема кузова – 12-15 сек;
- снаряженная масса – 4530 кг;
- грузоподъемность – 3500 кг;
- полная масса – 8255 кг;
- размер шин – 9,00-20;
- максимальная скорость – 70 км/ч;
- расход топлива при 30-40 км/ч – 27 литров на 100 км.