КАЗ-601В, принадлежавший 17-й автобазе Мосстройтранса

КАЗ-601В

История грузовика

КАЗ-601В в эксплуатации стройбата
КАЗ-601В в эксплуатации стройбата

В 1958 году на смену КАЗ-601 конструкторами Кутаисского автозавода был разработан цементовоз на шасси ЗИЛ-164Г, который получил обозначение КАЗ-601В.

Цементовозы КАЗ-601 и КАЗ-601В были достаточно распространенными, но по мнению эксплуатационников, они имели множество недостатков:

  • Возникала необходимость оборудовать специальными приямками места приема цемента, так как особенность эксплуатации этих цементовозов заключалась в том, что выгрузки их могла осуществляться только в люк, находящийся ниже уровня самого грузовика.
  • Происходил большой распыл цемента при выгрузке.
  • Несмотря на наличие вибраторов, для выгрузки остатков цемента из цистерны часто применяли ручной труд.
  • Цементовоз имел малую емкость кузова-бункера и отсутствовала возможность ее увеличения, например, с помощью прицепа, из-за невозможности установки фаркопа.

Именно эти причины в дальнейшем заставили отказаться от эксплуатации цементовозов с механической разгрузкой и отдать предпочтение цементовозам с пневматической разгрузкой.

Цементовоз КАЗ-601В серийно выпускался на Кутаисском автозаводе с 1958 по 1962 год и предназначался для доставки цемента со складов и из бункеров на строительные объекты.

Конструкция цементовоза КАЗ-601В

Рама, подвеска и колеса

КАЗ-601В
КАЗ-601В

Цементовоз КАЗ-601В имел клепанную штампованную раму, которая состояла из двух балок со швеллерным сечением, соединенных стальной поперечиной. Продольные балки имели переменное сечение по ширине и высоте. При помощи болтов к ним крепились буксировочные крюки и передний бампер. Передняя  поперечина рамы служила для крепления радиатора и поперечной опоры двигателя, а с внутренней стороны к ней крепились задние опоры мотора.

Для передней оси была использована подвеска с двумя рессорами, а для задних мостов – две основных и две дополнительных рессоры, которые подвешивались к раме при помощи полуэллиптических рессор, соединенных с задним мостом и передней осью.

Тормозная система

Цементовоз КАЗ-601В имел пневматическую тормозную систему. Она состояла из баллонов для хранения сжатого воздуха, системы клапанов, трубопроводов и воздушного компрессора, который имел привод от двигателя. Для приведения в действие тормозной системы в кабине имелась педаль с пневмоприводом.

Двигатель, сцепление и коробка передач

Силовой агрегат состоял из карбюраторного 4-тактого 6-цилиндрового рядного двигателя мощностью 97 л.с. при 2600 об/мин в паре с 5-ступенчатой коробкой передач, которая имела повышающую пятую скорость. В силовом агрегате было использовано двухдисковое сухое сцепление.

Кабина

КАЗ-601В
КАЗ-601В

Цементовоз КАЗ-601В оснащался цельнометеллической трехместной кабиной. Для ее отопления имелся жидкостный отопитель, обогреватель ветровых стекол и вентиляция. Сиденья имели пружинную подвеску, а водительское сиденье дополнительно получило регулировку по высоте.

Лобовое стекло состояла из двух половинок. Левая половина была подъемной и крепилась в любом положении, правая – глухой. Дверные окна были подъемными, а двери – цельнометаллическими с навеской на передней стойке. Левая дверь имела замок, позволяющий запирать кабину снаружи.

Для освещения дороги в темное время суток в передней части крыла КАЗ-601В имелись две электрические фары с лампами ближнего и дальнего света, а в верхней части крыла были расположены габаритные огни. Единственный задний фонарь с секциями стоп-сигнала, обозначения заднего габарита и освещения номерного знака крепился к кронштейну номерного знака на левом лонжероне рамы.

Цистерна

КАЗ-601В, принадлежавший 17-й автобазе Мосстройтранса
КАЗ-601В, принадлежавший 17-й автобазе Мосстройтранса

Кузов цементовоза КАЗ-601В представлял собой металлическую сварную цистерну эллиптического сечения объемом 3 куб.метра, которая опрокидывалась с помощью гидравлического подъемного механизма, аналогичного применяемого на самосвале КАЗ 600.

Цемент загружался через герметичный верхний люк, расположенный сверху в средней части цистерны. В горловине люка размещался указатель уровня цемента и фильтр-сапун для отвода воздуха, вытесняемого из цистерны во время ее загрузки, а также для впуска воздуха при сваливании цемента.

Разгрузка цемента осуществлялась через другой люк с крышкой, размещенный в задней суженной части цистерны. Для очистки цистерны от остатков цемента она комплектовалась двумя пневматическими вибраторами, приводимыми от тормозной системы грузовика.

Технические характеристики и габаритные размеры КАЗ-601В:

  • длина – 6050 мм;
  • высота – 2180 мм;
  • ширина – 2280 мм;
  • колесная формула – 6×4;
  • объем кузова – 3 куб.метра;
  • время подъема кузова – 12-15 сек;
  • снаряженная масса – 4530 кг;
  • грузоподъемность – 3500 кг;
  • полная масса – 8255 кг;
  • размер шин – 9,00-20;
  • максимальная скорость – 70 км/ч;
  • расход топлива при 30-40 км/ч – 27 литров на 100 км.