КАЗ-601

КАЗ-601

История грузовика

КАЗ-601
КАЗ-601

В 1955-19566 годах одновременно с самосвалами был разработан и освоен в серийном производстве цементовоз на шасси ЗИС-150, который получил обозначение КАЗ-601.

Опытный образец цементовоза КАЗ-601 на территории Кутаисского автозавода, февраль 1955 года
Опытный образец цементовоза КАЗ-601 на территории Кутаисского автозавода, февраль 1955 года

При его разработке на Кутаисском автозаводе за основу была взята конструкция цементовоза ЦС-1, созданного Всесоюзным научно-исследовательским институтом строительного и дорожного машиностроения (ВНИИСтройДорМаш) и выпускаемом на московском заводе «Аремкуз».

От своего прототипа цементовоз КАЗ-601 отличался автоматическим открытием и закрытием разгрузочного люка при подъеме и опускании цистерны с помощью рычагов, соединенных с рамой грузовика и крышкой люка.

Цементовоз КАЗ-601 серийно выпускался на Кутаисском автозаводе с 1956 по 1958 год и предназначался для доставки цемента со складов и из бункеров на строительные объекты.

Выставочный образец цементовоза КАЗ-601
Выставочный образец цементовоза КАЗ-601

Конструкция цементовоза КАЗ-601

Рама, подвеска и колеса

КАЗ-601
КАЗ-601

Цементовоз имел штампованную клепанную раму, которая состояла из двух продольных лонжеронов П-образного сечения, соединённых между собой поперечинами При помощи болтов к ним крепились буксировочные крюки и передний бампер. Передняя поперечина рамы служила для крепления радиатора и поперечной опоры двигателя, а с внутренней стороны к ней крепились задние опоры мотора.

Передний мост КАЗ-601, который представлял собой кованую балку двутаврового сечения, подвешивался к раме на двух листовых рессорах полуэллиптического типа, а задний мост с конической передачей крепился к раме на двух продольных полуэллиптических рессорах и двух подрессорниках. 

К передней оси автомобиля на 8 шпильках крепились дисковые колеса с ободом размера 20×8 (6,00-20), с восемью окнами, с бортовым и разрезным замочным кольцами и шинами размером 9,00-20" (260-20), а к заднему мосту крепились двухскатные дисковые колеса с ободом размера 20×8 (6,00-20), с восемью окнами, с бортовым и разрезным замочным кольцами и шинами размером 9,00-20" (260-20).

Тормозная система

Ножной колодочный тормоз барабанного типа с пневматическим приводом действовал на все колеса, ручной тормоз дискового типа с механическим приводом – на трансмиссию.

КАЗ-601
КАЗ-601

Двигатель, сцепление и коробка передач

Цементовоз КАЗ-601 получил карбюраторный, 6-цилиндровый, рядный, четырехтактный, нижнеклапанный двигатель ЗИС-120 жидкостного охлаждения объемом 5,55 литра и мощностью 90 л.с. при 2400 об/мин и 5-ступенчатую механическую коробку передач.

Для передачи крутящего момента служило двухдисковое, сухое сцепление.

Кабина

КАЗ-601 с опрокинутым кузовом – хорошо видны два спаренных простых цилиндра, как на самосвалах КАЗ-585Б, которых на серийных цементовозах никогда не было
КАЗ-601 с опрокинутым кузовом – хорошо видны два спаренных простых цилиндра, как на самосвалах КАЗ-585Б, которых на серийных цементовозах никогда не было

Цементовоз оснащался цельнометеллической трехместной кабиной. Для ее отопления имелся жидкостный отопитель, обогреватель ветровых стекол и вентиляция. Сиденья имели пружинную подвеску, а водительское сиденье дополнительно получило регулировку по высоте.

Лобовое стекло КАЗ-601 состояла из двух половинок. Левая половина была подъемной и крепилась в любом положении, правая – глухой. Дверные окна были подъемными, а двери – цельнометаллическими с навеской на передней стойке. Левая дверь имела замок, позволяющий запирать кабину снаружи.

Для освещения дороги в темное время суток в передней части крыла имелись две электрические фары с лампами ближнего и дальнего света, а в верхней части крыла были расположены габаритные огни. Единственный задний фонарь с секциями стоп-сигнала, обозначения заднего габарита и освещения номерного знака крепился к кронштейну номерного знака на левом лонжероне рамы.

Цистерна

Конструкция цистерны цементовоза КАЗ-601
Конструкция цистерны цементовоза КАЗ-601

Кузов цементовоза КАЗ-601 представлял собой металлическую сварную цистерну эллиптического сечения объемом 3 куб.метра, которая опрокидывалась с помощью гидравлического подъемного механизма, аналогичного применяемого на самосвале КАЗ-600.

Цемент загружался через герметичный верхний люк, расположенный сверху в средней части цистерны. В горловине люка размещался указатель уровня цемента и фильтр-сапун для отвода воздуха, вытесняемого из цистерны во время ее загрузки, а также для впуска воздуха при сваливании цемента.

Разгрузка цемента осуществлялась через другой люк с крышкой, размещенный в задней суженной части цистерны. Для очистки цистерны от остатков цемента она комплектовалась двумя пневматическими вибраторами, приводимыми от тормозной системы грузовика.

Технические характеристики и габаритные размеры КАЗ-601:

  • длина – 6050 мм;
  • высота – 2180 мм;
  • ширина – 2310 мм;
  • колесная формула – 6×4;
  • объем кузова – 3 куб.метра;
  • время подъема кузова – 12-15 сек;
  • снаряженная масса – 4530 кг;
  • грузоподъемность – 3500 кг;
  • полная масса – 8255 кг;
  • размер шин – 9,00-20;
  • максимальная скорость – 70 км/ч;
  • расход топлива при 30-40 км/ч – 27 литров на 100 км.