КАЗ-150 на конвейере
В качестве прототипа для освоения выпуска на новом автозаводе был выбран бортовой грузовой автомобиль ЗИС-150, производство которого предстояло наладить параллельно с Московским автозаводом им. Сталина. Это было сделано неспроста: Советский союз испытывал огромную потребность в грузовиках и ЗиС не был в состоянии обеспечить эту нужду, а дублирование производства автотехники на разных заводах ускоряло моторизацию страны. Внешне кутаисский грузовик отличался от московского лишь отштампованной надписью на боковинах капота: слева по ходу машины на русском языке «Кутаисский автозавод», а справа – на грузинском языке.
На штампованную клепанную раму, которая состояла из двух продольных лонжеронов П-образного сечения, соединённых между собой поперечинами, типа в передней части крепились карбюраторный, 6-цилиндровый, рядный, четырехтактный, нижнеклапанный двигатель ЗИС-120 жидкостного охлаждения объемом 5,55 литра и мощностью 90 л.с. при 2400 об/мин и 5-ступенчатая механическая коробка передач . Перед двигателем крепился радиатор водяного охлаждения. Для передачи крутящего момента служило двухдисковое, сухое сцепление. Бак объемом 150 литров крепился к левому лонжерону рамы за кабиной, а для подачи топлива служил бензонасос.
КАЗ-150 был оборудован 12-вольтовой, однопроводной системой электрооборудования с положительными выводами зажимов источников и потребителей электроэнергии на корпус. В качестве источников энергии служили генератор постоянного тока Г15 мощностью 150 Вт и силой тока 13 А в паре с реле-регулятором РР15 и два последовательно соединенных аккумулятора 3-СТ-100 ёмкостью 100 Ач или 3-СТ-112 ёмкостью 112 Ач. Система зажигания была батарейной, выключатель которой был расположен с правой стороны арматурного щита кабины, рядом с манометром тормозной системы. Стартер мощностью 1,8 л.с. имел электромагнитный привод включения, кнопка которого была расположена в кабине слева от приборного щитка.
Передний мост, который представлял собой кованую балку двутаврового сечения, подвешивался к раме на двух листовых рессорах полуэллиптического типа, а задний мост с конической передачей крепился к раме на двух продольных полуэллиптических рессорах и двух подрессорниках. Задний мост соединялся с коробкой передач при помощи карданного вала открытого типа и двух карданных сочленений на игольчатых подшипниках. К переднему мосту автомобиля на 8 шпильках крепились дисковые колеса с ободом размера 20×8 (6,00-20), с восемью окнами, с бортовым и разрезным замочным кольцами и шинами размером 9,00-20″ (260-20), а к заднему мосту крепились двухскатные дисковые колеса с ободом размера 20×8 (6,00-20), с восемью окнами, с бортовым и разрезным замочным кольцами и шинами размером 9,00-20″ (260-20). Ножной колодочный тормоз барабанного типа с пневматическим приводом действовал на все колеса, ручной тормоз дискового типа с механическим приводом – на трансмиссию.
На шасси КАЗ-150 в передней части устанавливалась трехместная деревометаллическая кабина. Из металла была изготовлена только передняя часть кабины с панелью лобового стекла и приборной панелью, а подножки, двери, крыша и задняя стенка имели в основе деревянный каркас обшитый пропитанной фанерой. Лобовое стекло состояло из двух половинок, над каждой из которых был расположен стеклоотчиститель с пневматическим приводом от тормозной системы. На задней стенке также находилось окошко со стеком, для защиты которого служили металлические прутки. К правой стойке кабины крепилось единственное зеркало заднего вида круглой формы. Для защиты от повреждений кабина была оборудована металлическим бампером с буксирными крюками.
сборка КАЗ-150
В кабине на торпедо перед водителем находился щиток приборов, посередине были расположены кнопки центрального переключателя света и управления воздушной заслонкой карбюратора, головка привода управления жалюзи радиатора, переключатель указателей поворотов, головка включателя стеклоочистителей, замок зажигания, кнопка ручного управления дроссельной заслонкой карбюратора, манометр пневматического привода тормозов, переключатель освещения щитка приборов и плафона кабины и рукоятка крышки вентиляционного люка под торпедо, перед пассажирским местом находились бардачок и ручка, за которую пассажир мог держаться во время движения по бездорожью. На щитке приборов
Для освещения дороги в темное время суток в передней части крыла КАЗ-150 имелись две электрические фары с лампами ближнего и дальнего света, а в верхней части крыла были расположены габаритные огни. Единственный задний фонарь с секциями стоп-сигнала, обозначения заднего габарита и освещения номерного знака крепился к кронштейну номерного знака на левом лонжероне рамы.
За кабиной к раме крепилась грузовая платформа с тремя откидными бортами. Передний борт состоял из пяти досок, которые при помощи болтов были скреплены тремя металлическими поперечинами, и крепился к основанию на трех стойках, а также удерживался двумя угольниками переднего крепления платформы к раме. Боковые борта состояли из пяти досок, которые при помощи болтов были скреплены четырьмя металлическими поперечинами и подвешивались к платформе на четырех петлях. Задний борт состоял из пяти досок, которые при помощи болтов были скреплены тремя металлическими поперечинами и подвешивались к платформе на трех петлях. В закрытом положении борта фиксировались запорами шпингалетового типа. Запасное колесо крепилось под бортовой платформой на откидном держателе на правом лонжероне рамы. Также с правой стороны в задней части к платформе крепился инструментальный ящик.
Габаритные размеры и масса грузового автомобиля КАЗ-150 составляли:
- длина – 6720 мм;
- ширина – 2385 мм;
- высота – 2180 мм;
- колесная база – 3340 мм;
- колесная формула – 4×2;
- снаряженная масса – 3900 кг;
- грузоподъемность – 4000 кг;
- полная масса – 8125 кг.
Грузовой автомобиль мог развивать максимальную скорость до 65 км/ч, при этом расход топлива составлял 38 литров на 100 км пути, а запас хода с полной нагрузкой по шоссе – 515 км.
Серийно КАЗ-150 выпускался на Кутаисском автозаводе с 1951 по 1952 год. Огромная страна испытывала потребность в строительных самосвалов и тягачей, на выпуск которых в 1952 году и был переориентирован КАЗ.
КАЗ-150