КАЗ-120Т


КАЗ-120Т с полуприцепом-хлопковозом КАЗ-716

В конце 1955 года специалистами Кутаисского автозавода на базе ЗИС-150 был разработан и запущен в серийное производство седельный тягач для буксировки самосвальных полуприцепов, который получил обозначение КАЗ-120Т.


КАЗ-120Т с усовершенствованиями для эксплуатации в Средней Азии

Кутаисский седельный тягач в отличие от аналогичного ЗИС-ММЗ-120Н прежде всего был предназначен для работы с полуприцепом-хлопковозом КАЗ-716 и отличался рядом конструктивных особенностей:

  • Для устранения пожарной опасности при перевозке хлопка-сырца глушитель тягача вместе с приемной трубой был выведен вперед.
  • Для исключения попадания пыли внутрь двигатель имел замкнутую систему вентиляции картера, что особенно актуально для машин, работающих в жаркой и пыльной Средней Азии.
  • Для повышения эффективности системы охлаждения тягач получил 6-лопастный вентилятор с направляющим кожухом взамен 4-лопастного вентилятора без кожуха и шкивы иного диаметра, увеличивающие частоту вращения водяного насоса и вентилятора.
  • Система охлаждения КАЗ-120Т выполнена закрытой – с пробкой с паро-воздушным клапаном в радиаторе и расширительным бачком, что позволило повысить температуру кипения воды до 108-110 градусов.
  • Были установлены дополнительный топливный бак и система подвода рабочей жидкости (индустриального масла) к гидравлическому подъемному механизму полуприцепа с помощью шестеренчатого масляного насоса, расположенного в картере коробки отбора мощности. Управление насосом и включение коробки отбора мощности осуществлялось из кабины водителя.


С целью повышения тяговых качеств автопоезда на тягаче было увеличено передаточное отношение главной передачи до 9,28.

Для повышения надежности и долговечности агрегатов трансмиссии конструкторы автозавода также внесли ряд изменений в их конструкцию:

  1. Ведомые диски сцепления соединили со ступицами двумя рядами заклепок вместо одного;
  2. Применили принудительную смазку дифференциала;
  3. Ввели маслоотгоны, лабиринты и отражатели в коробке передач и в заднем мосту, предотвращающие течь масла и попадания пыли внутрь через сальники.

В тормозную систему тягача КАЗ-120Т, в отличие от базового ЗИС-150, был введен кран управления тормозами полуприцепа, разобщительный кран и соединительная головка с тормозной системой полуприцепа. Производительность компрессора была повышена примерно в два раза путем увеличения его степени сжатия и применением разгрузочных клапанов.


Технические характеристика КАЗ-120Т:

  • Колесная формула – 4×2;
  • Длина – 5685 мм;
  • Ширина – 2280 мм;
  • Высота – 2180 мм;
  • Нагрузка на седло – 4650 кг;
  • Допустимая полная масса полуприцепа – 10000 кг;
  • Снаряженная масса – 3700 кг;
  • Полная масса автопоезда – 13925 кг;
  • Максимальная скорость – 50 км/ч;
  • Двигатель – карбюраторный, 6-цилиндровый, рядный, четырехтактный, нижнеклапанный, жидкостного охлаждения ЗИС-120 объемом 5,55 литра и мощностью 90 л.с.;
  • Сцепление – двухдисковое, сухое;
  • Коробка передач – 5-ступеенчатая;
  • Передаточное число главной пары – 9,28.

Заметка: «Седельно-сцепные устройства поставлял Минский автомобильный завод».

Серийно на Кутаисском автозаводе седельный тягач КАЗ-120Т выпускался с 1955 по 1960 год: с 1955 по 1957 год – на шасси ЗИС-150 и с 1957 по 1960 год – на шасси ЗИЛ-164.

Факт: «С 1957 года седельные тягач получил тот же двигатель мощностью 97 л.с. и внешние изменения, что и базовый ЗИЛ-164».

Однако есть основания полагать, что вышеперечисленные усовершенствования на серийных автомобилях так и не были внедрены в полной мере и седельные тягачи выпускались в более простом варианте. Так судя по фотографиям того времени на тягачах не заметно доработанной системы охлаждения двигателя и выведенной вперед выхлопной трубы.

Поделиться с друзьями:
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии