Горьковский автозавод во время Великой Отечественной войны – испытание завода и всей страны

В конце 1939 года за счет сокращения производства основной продукции номенклатура Горьковского автозавода была расширена изделиями военного назначения. Согласно мобилизационному плану, введенному 1 сентября 1939 года, автозаводу предписывалось освоить производство корпусов для мин, бронебойных снарядов, взрывателей к авиационным бомбам и т.д.
В том же 1939 году в механическом цехе № 3, арматурно-радиаторном, кузнечно-прессовом цехах и цехе шасси был организован выпуск корпусов для 50-мм мин (окончательное производство мин осуществлялось на горьковских предприятиях «Красная Этна» и Завод фрезерных станков), 45-мм бронебойных снарядов и взрывателей АМ-А к авиационным бомбам. Помимо этого в колесном цехе было значительно увеличено производство колес для 76-мм дивизионных пушек, 45-мм противотанковых пушек, зенитных орудий, зарядных ящиков, передков гаубиц и т.д.
Из выступления по радио В.М. Молотова: «22 июня 1941 года, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежки со своих самолетов наши города».
К 1941 году Горьковский автозавод представлял собой огромный промышленный комплекс в машиностроительной отрасли СССР и обладал современным оборудованием, новейшими технологиями, высококвалифицированными кадрами и рядом филиалов и заводов-смежников (ЗАТИ, «Красная Этна» и другие), что составляло мощную производственную базу.

К этому времени автозавод освоил серийный выпуск широко ряда грузовых автомобилей ГАЗ-АА, трехосных грузовиков повышенной проходимости ГАЗ-ААА, газогенераторных ГАЗ-42, самосвалов ГАЗ-410 и газобаллонных грузовиков ГАЗ-44 и ГАЗ-45, а также велась подготовка к выпуску перспективных моделей ГАЗ-11-40, ГАЗ-11-73 и ГАЗ-61-40.
С началом войны выпуск гражданской продукции отошел на второй план и большее внимание было уделено технике военного назначения. Заводские мощности загрузили выпуском ГАЗ-64, ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б для командного состава армии, а также бронеавтомобилей БА-64. В марте 1941 года, еще до начала войны, приоритетным стало производство штабных ГАЗ-05-193 и санитарный автобусов ГАЗ-03-32 и ГАЗ-55, а выпуск пассажирских машин ГАЗ-03-30 отошел на второй план и в июле был вовсе свернут.
ФАКТ: «В субботу 21 июля 1941 года с конвейера Горьковского автозавода сошел 1000000-ый двигатель».
А уже наследующий день началась Великая Отечественная война… Вот как об этом писала газета «Горьковская коммуна» от 1 июля 1941 года:
«Провожая вас в Красную Армию, мы обещаем работать так, чтобы дать нашей армии в избыточном количестве снарядов, пулеметов, танков, самолетов, автомобилей… А если завтра страна призовет нас в ряды Красной армии, мы так же, как и все, с оружием в руках пойдем беспощадно бить врага. У станков нас заменят жены, матери, сестры».
22 июня 1941 года на площади около главной проходной Горьковского автозавода состоялся общезаводской митинг, на котором заводчане один за другим с импровизированной трибуны выступали с единственной мыслью о борьбе с врагом: «…Мы объявляем себя мобилизованными на защиту нашей любимой Родины и готовы трудиться и бороться, не щадя сил, до полной победы над врагом!».
26 июня 1941 года Президиумом Верховного Совета СССР был принят Указ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», согласно которому был увеличен рабочий день, введены обязательные сверхурочные работы продолжительностью от одного до трех часов и были отменны отпуска.

С началом Великой Отечественной войны на Горьковский автозавод стали поступать огромные объемы новых срочных заказов на освоение изделий военного характера, при этом технология их производства порой не соответствовала имеющемуся на заводе оборудованию. Так согласно мобилизационному плану, введенному приказом Наркомата среднего машиностроения 24 июня 1941 года, Горьковский автозавод должен был выпустить 13 миллионом 45-мм бронебойных снарядов и 8 миллионов взрывателей АМ-А. Однако с началом войны из снарядного и взрывательного цехов было вывезено оборудование для расширения авиамоторного производства, которое перед войной было выделено в самостоятельный завод и в июле 1941 года вновь присоединено в виде отдела авиационно-танковых моторов. Однако даже при трехсменной работе мощность производственного оборудования завода не позволяла изготовить более 7 млн снарядов и 5 млн взрывателей. По этой причине мобилизационный план по изготовлению боеприпасов на 1941 год был подкорректирован. В дальнейшем оборудование для цехов боеприпасов планировалось получить за счет сокращения выпуска некоторых моделей автомобилей и полного прекращения производства велосипедов и ширпотреба. К концу года завод получил новое задание вместо 45-мм снарядов освоить производство 57-мм бронебойные снаряды.
В отделе авиационно-танковых моторов кроме выпуска авиамоторов М-105Р было предписано организовать производство моторов ММ-6002 для легких артиллерийских тягачей типа «Комсомолец», спаренных двигателей ГАЗ-202 для легких танков и дизельных моторов М-17 для танков Т-34, которые изготовляли на заводе в Сормово.
В июле 1941 года Горьковский автозавод получил новое задание организовать выпуск в арматурном цехе боковых колясок для армейских мотоциклов М-72, которые делал Горьковский мотоциклетный завод.

Также на заводских площадях требовалось наладить выпуск легких танков. Было принято решение взять за основу модель Т-60, которая летом 1940 года была в срочном порядке разработана на московском танковом заводе № 37. Однако мощности данного завода не позволяли освоить выпуск новой модели танка в необходимых для фронта количестве, к тому же моторы к ним поставлялись непосредственно с Горьковского автозавода. Тогда Государственным комитетом обороны (ГКО) было принято решение перенести проектное бюро по легким танкам с завода № 37 на ГАЗ. Уже в сентябре 1941 года на заводе были изготовлены первые два танка, а с октября началось их серийное производство.
В декабре 1941 года на Горьковском автозаводе был налажен выпуск одноосных прицепов 1-АП-1,5 (затем другие предприятия на данных прицепах монтировали походные кухни) и сборка из поступавших по ленд-лизу машинокомплектов импортных грузовиков Marmon-Harrington, которые предназначались для монтажа минометов залпового огня БМ-13.
ФАКТ: «Во время Великой Отечественной войны рабочие смены на Горьковском автозаводе продолжались по 20-30 часов с перерывами на еду и короткий сон. Рабочие, которые уходили на фронт, заменялись заводскими ветеранами, женщинами и юными учащимися фабрично-заводских училищ. Более 5000 женщин за короткий срок были обучены профессиям кузнеца, сталевара, нагревальщика, формовщика и т.д. За первый год войны на завод пришли 11500 новых рабочих».

В ночь с 4 на 5 ноября 1941 года на Горьковский автозавод был совершен массированный налет немецкой авиации, которую не смог остановить даже заградительный зенитный артиллерийский огонь. В результате бомбардировки был разрушен и объят пламенем учебный комбинат, частично разрушен транспортный цех и несколько жилых построек Соцгородка.
С началом эвакуации Московского завода имени Сталина на восток страны требовались срочные меры для увеличения грузовиков на Горьковском автозаводе, так как Красная Армия несла огромные потери автомобильной техники. В начале 1942 года в связи в связи с острым дефицитом тонкой холоднокатаной стали и многих других деталей конструкция всех выпускаемых автомобилей была пересмотрена в сторону максимального упрощения. Так грузовики и автобусы для уменьшения комплектующих лишились второстепенных деталей, дверей кабины, одной фары, передних тормозов и переднего бампера, борта грузовой платформы перестали делать откидными, а для экономии листового проката передние крылья взамен штампования теперь гнули и сваривали из листового железа. Такие грузовики имели обозначение ГАЗ-ММ. Во второй половине 1942 года на автомобили вернули двери, но не с металлической, а деревянной внешней обшивкой и со сдвижными окнами вместо опускных. Помимо этого завод серийно выпускал санитарные ГАЗ-55 и штабные ГАЗ-05-193 автобусы, легковые автомобили ГАЗ-64 и бронеавтомобили БА-64, а также велась сборка импортных автомобилей из машинокомплектов, поступающих в СССР по ленд-лизу.
В конце 1941 года на предприятии был организован специальный цех для производства корпусов снарядов для минометов залпового огня БМ-13. Заводские инженеры доработали технологию их производства: впервые начал использоваться штампосварной способ, который позволял сократить расход металла, электричества и инструмента. В 1942 году дополнительно было освоено производство 300-мм (М-30) и 82-мм (М-8) корпусов для реактивных снарядов. Помимо этого завод выпускал 82-мм батальонные минометы, ствольные и затворные коробки и вкладыши для пистолета-пулемета Шпагина (ППШ), ручные гранаты РПГ-1, детали к взрывателям МУВ-13, а также штамповки и поковки для 25-мм и 37-мм зенитных автоматических пушек.
ФАКТ: «29 декабря 1941 года Горьковский автозавод был награжден орденом Ленина за образцовое выполнение заданий партии по выпуску оборонной продукции».

В 1942 году на заводе продолжился рост выпуска оборонной продукции. Было выпущено 450 новых деталей, узлов, поковок и литья для других заводов оборонной промышленности, освоен выпуск танков Т-70 и аэросаней ГАЗ-98, снарядов М-30, угломеров ММ и кузовом ГАЗ-417 для иностранных грузовиков, поступающих по ленд-лизу.
В мае 1942 года группой офицеров Главного управления вооружений был разработан реактивный снаряд калибра 300 мм, который получил наименование М-30. Главной особенностью снаряда являлся запуск прямо из деревометаллической тарной упаковки. Для этого ее требовалось разместить таким образом, чтобы вылетающий под действием под действием пороховых газов снаряд шел по баллистической траектории. Хоть дальность полета снаряда и составляла всего 2800 метров, однако он обладал огромной разрушительной силой и при прямом попадании М-30 был способен уничтожить любое деревоземное укрепление. Железобетонные доты хоть и выдерживали удар данного снаряда, однако бойцы дота при этом получали сильнейшие контузии. Вскоре было принято решение разместить производство данных реактивных снарядов на Горьковском автозаводе.
Заметка: «Русский фаустпатрон» — такое прозвище среди немцев в конце войны получили снаряды М-30 и М-31».
Руководство фашистской Германии прекрасно понимало роль Горьковского автозавода в обороноспособности СССР и любыми путями старалось вывести из строя автозавод, снабжавший армию грузовиками, бронеавтомобилями, легкими танками и силовыми агрегатами к танкам, а также снарядами, минами и стрелковым оружием.Примерно на 5-6 июня 1943 года немцами был запланирован массированный авиаудар по Москве. Для защиты столицы была в срочном порядке усилена противовоздушная оборона. Тогда фашисты отказались от первоначального плана и решили полностью уничтожить промышленно-экономический потенциал Горьковского региона.

Первый немецкий массированный авианалет на автозавод и Соцгород был совершен в ночь с 4 на 5 июня 1943 года. Фугасными бомбами были разрушены паровая кузница ковочных машин и подстанция, принимающая электроток от Горэнерго, а также частично пострадали рессорный цех и кузница № 3. От зажигательных бомб на многих цехах вспыхнула деревянная обшивка, и весь автозавод охватил пожар. В течение последующих нескольких ночей от постоянных немецких бомбежек были разрушены многие цеха, выведены из строя основные энергосооружения, серьезно повреждены магистральные коммуникационные сети и нарушен поточный производственный цикл.
Всего за время немецких бомбежек погибло большое количество рабочих и руководителей производства, и было разрушено или повреждено 50 зданий и сооружений:
- полностью сгорели цех шасси, главный конвейер, термический цех № 2, колесный цех, главный магазин материалов, паровозное депо и монтажный цех;
- в литейных цехах ковкого и серого чугуна были уничтожены стержневая, участок цветного литья и электропечь;
- большим разрушениям подверглись кузнечный корпус, моторный цех № 2, инструментально-штамповой корпус, ремонтно-механический цех и прессово-кузовной корпус;
- пострадали многие дома, детский сад, ясли и больница в автозаводском поселке;
- разрушены оба водопровода, которые подавали воду на ТЭЦ, а также было нарушено водоснабжение города и завода;
- были прерваны электролинии, которые соединяли Горьковский автозавод с системой Горэнерго;
- выход из строя двух торфяных котлов резко снизил мощность ТЭЦ;
- уничтожение шести компрессоров общей мощностью 21000 куб.м и повреждение других компрессоров лишило автозавод сжатого воздуха;
- в 32 цехах было повреждено 5900 единиц или 51% технологического оборудования;
- было повреждено 8000 электромоторов, а 5620 из них пришли в полную негодность;
- разрушено или сильно повреждено 9180 метров конвейеров и транспортеров, более 300 электросварочных машин, 28 мостовых кранов, 8 цеховых подстанций и 14000 комплектов электроаппаратуры и приборов.

Государственным комитетом обороны (ГКО) было принято решение вернуть на разрушенный автозавод бывшего директора, который в октябре 1942 года был переведен с ГАЗа в Министерство электростанций СССР. Ведь только этот человек досконально знал сотрудников и предприятие и мог в короткие сроки восстановить завод и производство.
Заметка: «Мало кто верил в то, что после фашистских авианалетов летом 1943 года Горьковский автозавод может быть восстановлен. Однако заводчане всего за 100 дней подняли его из руин – и это стало настоящим чудом».
Для выполнения задач, поставленных ГКО, коллективом автозавода были проведены крупнейшие организационные и технические мероприятия, мобилизованы все имеющиеся ресурсы и организована помощь прибывшим строителям и монтажникам. Для восстановления автозавода широко привлекались строительные организации, смежные заводы и войсковые части.
В короткий срок были восстановлены магистральные сети и энергосооружения, водоснабжение территории завода и цехов, возобновлена работа железнодорожного транспорта и организован ремонт и восстановление инструмента и оборудования.
В первые же дни были организованы ремонтные базы для восстановления технологического оборудования непосредственно в пострадавших цехах. Выполнение сложного ремонта производилось в ремонтно-механическом цехе.

К 1 июля 1943 года было отремонтировано 3106 единиц или 55% оборудования, которое подлежало восстановлению. Еще до окончания полного восстановления из цехов начала выходить первая продукция. 14 июня заработала кузница, 18 июня – литейный цех, а 19 июля – начат выпуск колес. Со многих цехов уцелевшее оборудование просто выносили на улицу и выпуск продукции осуществлялся под открытым небом. Так, благодаря запасу деталей и бронекорпусов выпуск танков не останавливался ни на один день. К 15 июля было полностью восстановлено литейное производство и возобновлен выпуск боеприпасов. Уже 25 июля завод изготовил первые пять автомобилей, а в сентябре их выпуск достиг прежних объемов. 23 октября 1943 года заводчанами и строителями был отправлен рапорт в ГКО о восстановлении Горьковского автозавода.
В 1943 году на Горьковском автозаводе была создана линия по производству снарядов М-31, которые раньше изготовлялись в разных цехах, что создавало огромные организационные трудности при большом темпе выпуска данных снарядов.
ФАКТ: «9 марта 1944 года Горьковский автозавод был награжден орденом Красного Знамени за досрочную ликвидацию фашистских авианалетов, успешное выполнение заданий ГКО по освоению производства новой техники и вооружения и образцовое снабжение фронта военной продукцией».

В мае 1944 года Горьковский автозавод получил задание от Государственного комитета обороны наладить в июле массовое производство звеньев настила аэродромов, с программой выпуска до 120 тыс. в год. Это задание оказалось для автозавода достаточно сложным: технология штамповки 3-метровых деталей требовала использование прессов огромной мощности и габаритов, к тому же такое количество выпуска настилов при ограниченном количестве мощного прессового оборудования на заводе могло парализовать все остальное производство. Требовалось предусмотреть максимальную производительность оборудования, обеспечить бесперебойную подачу заготовок, сбор и удаление отходов и вывоз готовой продукции. Для этого были проведены лабораторные исследования и экспериментальные работы и созданы две параллельные поточные линии штамповки с минимальным перепланированием тяжелого оборудования. Вся организация участка настила с проведением всех проектных, строительных, монтажных, экспериментальных и конструкторских работ с изготовлением и наладкой штампов была выполнена всего за 40 дней.
9 мая 1945 года в 2 часа 10 минут диктор Ю.Б. Левитан по радио объявил: «Товарищи! Несколько минут назад в Берлине был подписан Акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил Верховному главнокомандованию Красной армии и одновременно Верховному командованию союзных экспедиционных сил! Великая Отечественная война победоносно завершилась! С победой вас, товарищи!».

Утром 10 мая на Горьковском автозаводе под грифом «Экстренно» вышел приказ директора И.К. Лоскутова с поздравлением трудового коллектива с Победой. Этот день был объявлен на предприятии выходным с проведением многотысячного митинга.
ФАКТ: «16 сентября 1945 года Горьковский автозавод был награжден орденом Отечественной войны I степени за успешное выполнение заданий ГКО по выпуску артиллерийских установок для Красной армии».
Однако окончание Великой Отечественной войны не означало завершение Второй мировой войны. Правительство СССР было связано обязательствами с союзниками и имело определенные военные планы на востоке страны. Поэтому выпуск военной продукции на Горьковском автозаводе не был прекращен и в прежних объемах продолжалось производство самоходных артиллерийских установок, бронеавтомобилей, легковых вездеходов ГАЗ-67Б, колясок для военных мотоциклов, боеприпасов и сборка импортных грузовиков, поступающих по ленд-лизу.

Также шло восстановление самого завода: в 1945 году было построено 35 тысяч квадратных метров новых площадей для выпуска новой продукции, расширена и реконструирована ТЭЦ и переведена с мазута на уголь, построен новый моторный корпус для производства шестицилиндровых двигателей ГАЗ-51.
ФАКТ: «27 апреля 1946 года Горьковский автозавод за успехи во Всесоюзном социалистическом соревновании получил на вечное хранение переходящее Красное знамя ГКО, которое за время войны автозаводу присуждалось 33 раза».