деревня Монастырка
После подписания договора о техническом сотрудничестве с Генри Фордом в президиуме ВСНХ СССР приступили к поиску территории для строительства автомобильного завода. Среди городов-претендентов рассматривались Москва, Ленинград, Ярославль, Нижний Новгород и еще несколько промышленных центров. Изучив в правительстве все варианты, выбор в итоге пал на Нижний Новгород по ряду причин:
- Значительная отдаленность Нижнего Новгорода от государственных границ – в случае войны с СССР завод не будет сразу же разрушен или захвачен и продолжит поставки автомобильной техники для поддержки и обеспечения транспортных нужд действующей армии.
- Необходимость равномерного распределения крупных заводов по стране и равномерной индустриализации разных районов – это не позволит противнику в короткий срок уничтожить промышленность Советского Союза. В случае захвата какого-либо промышленного района или предприятия, такое распределение позволяет перенести производство военной продукции на завод-дублер, расположенный в другом примышленном районе.
- Наличие значительного контингента рабочей силы – давало возможность в полном объеме обеспечить автомобильный завод рабочими, а также не требовало привлечения людей из соседних областей.
- Близость к уральским источникам сырья – позволяло в полной мере обеспечивать автозавод топливом и необходимыми для производства материалами.
- Наличие развитой металлообрабатывающей промышленности – гарантировало обеспечение предприятия необходимым количеством металла и металлических изделий.
- Удобное географическое положение – Нижний Новгород стоит на стрелке Оки и Волги, что позволяло ускорить и удешевить доставки водным путем необходимых материалов и топлива.
- Наличие незагруженного местного железнодорожного узла, что значительно упрощало доставку комплектующих и отправку по назначению готовой продукции.
- Наличие вокруг города лесов – обеспечивало завод сырьем для производства деревянных частей автомобилей.
В 1929 году в Нижнем Новгороде началось гидрогеологическое обследование местности для выбора участка под строительство автомобильного завода. Первоначально были изучены два участка – около Мызы и вблизи села Федяково. Однако эти участки потребовали бы значительных затрат на планировку местности, поэтому было принято решение еще два участка – около деревни Черемисская и вблизи деревни Крутая. Больше всего под строительство автомобильного завода подходи участок у деревни Черемисской, так как повлечет наименьшие затраты на работы по планированию, грунт данного участка способен выдержать установку тяжелых машин и оборудования. Но и этот участок в полной мере не отвечал требованиям по причине того, что был на значительном расстоянии от Оки и не имел железнодорожной связи с левым берегом реки. Также был изучен участок у деревни Гнилицы возле станции Доскино на левом береги Оки, но был отвергнут из-за неблагоприятных дорожных условий и болотистой местности.
Работают геодезисты и землемеры, июнь 1929 года
В июле 1929 года Главмашинстрой поручил Автострою обследовать еще один участок между Канавино и Сормово. Из всех изученных участков наиболее подходящей оказалась местность между заводом «Двигатель Революции» и деревней Монастырка. Этот участок имел ряд преимуществ:
- По данным краевых органов эта площадка не затоплялась даже в 1926 году, когда уровень воды достиг наивысшего значения за последние 100 лет.
- Эта площадка являлась естественным продолжением промышленного района Канавино.
- Непосредственная близость с участком железной дороги позволит провести железнодорожную ветку на территорию автозавода не более чем на 2 км.
- Прокладка дороги и путей на расстояние тех же 2 км позволит связать участок с городом при помощи шоссе и трамвая.
- Близость к участку Оки даст возможность пользоваться водным путем.
- Наличие вокруг участка места для размещения поселка.
«На левом берегу Оки, в десяти километрах от семисотлетнего Нижнего Новгорода, одиноко ютилась старая деревня Монастырка. Возле приземистых изб и неказистых домов, как часовые, стояли уже одряхлевшие ветлы и тополя… Над водной гладью реки в непогоду шумела дубовая роща» («Горьковский автомобильный. Очерк истории завода». М., 1964).
Деревня Монастырка, 1929 год
После выбора площадки для строительства автомобильного завода, начались необходимые подготовительные работы. Одновременно решались вопросы снабжения стройки будущего автозавода необходимыми строительными материалами. Начались поиски районов снабжения и заключения договоров на поставку необходимых стройматериалов.
Пока шли подготовительные работы по строительству автомобильного завода в Нижнем Новгороде и решались вопросы с поставками необходимых строительных материалов, в правительстве СССР возник вопрос об организации автосборочного завода, так как первые машинокомплекты автомобилей Ford должны были поступить в Советских Союз уже в декабре 1929 года.