История Горьковского автозавода: сотрудничество с «Остин Компани»


Площадка на левом берегу Оки под строительство автозавода 

В конце марта 1929 года Государственный институт по проектированию новых металлозаводов (Гипромез) приступил к разработке эскизного проекта и экономического расчета нового автозавода с ежегодным выпуском 100 тысяч автомобилей. Так как советские специалисты не имели должного опыта в проектировании столь масштабных проектов, то 9 апреля 1929 года правительство Советского Союза заключило соглашение о сотрудничестве с американской строительной фирмой «Остин Компани» из Клвлинда (США, штат Огайо), на которую возлагалось техническое руководство строительными работами и монтажом оборудования.

В том же году вице-президент «Остин Компани» господин Бриант с советскими инженерами прибыл в Нижний Новгород для первоначального составления плана построек, строительство которых должно было начаться в текущем сезоне. А также следовало наметить работы, которые могут быть выполнены до начало зимы. Бриант посчитал правильным решение советской стороны начать строительство основных цехов завода с мая следующего года.

После осмотра площадки было проведено совещание Главмашинстроя, на котором решались вопросы по объему работ, количеству инженерно-технического персонала «Остин Компани», сроки составления проектов, сроки выполнения работ и т.д. В ходе совещания Бриант выразил заинтересованность его фирмы в строительстве автозавода с целью демонстрации возможностей «Остин Компани» для получения дальнейших заказов строительства заводов в СССР. Также Бриант выразил желание наладить сотрудничество советскими организациями, инженерами и техниками, а со своей стороны пообещал оказывать всяческую помощь при изучении советских специалистов американских методов работы как в подготовке, так и в основном строительстве.

23 августа 1929 года ВСНХ СССР подписал дополнительный контракт с «Остин Компани» на строительство заводских корпусов и городка для рабочих.

После получение технологического проекта «Остин Компани» обязалась немедленно приступить к разработке строительного проекта. Уже через месяц Автострою должны быть предоставлены первые чертежи, а вся проектная работа будет осуществлена в течение 90 дней. Стоимость разработка советского автозавода была оценена американской компанией в 250 тысяч долларов. При этом «Остин Компани» выразила желание также взять на себя разработку технологического проекта для литейной, котельной и трансформаторной помещений автозавода.

Договором с компанией предусматривалось за удешевление строительства против принятой сторонами сметы выплата «Остин Компани» премии в размере 10% от суммы полученной экономии, и наоборот, за превышение сметы с американской фирмы взимался штраф в размере 10% от суммы перерасхода.

Поделиться с друзьями:
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии