История Горьковского автозавода: обучение рабочих и инженеров


Обучение деревенской девушки рабочей специальности 

Горьковскому автозаводу с годовым выпуском 140 тысяч автомобилей требовалось большое количество рабочих различных специальностей: рабочих – 15750 чел., инженерно-технического персонала – 1320 чел., служащих – 1360 чел., всего – 18230 чел. Было принято решение одновременно со строительством автозавода заниматься подготовкой рабочих и инженеров.

В 1929 году на судоремонтном заводе имени Ульянова была организована учебная база № 1 для обучения по основным специальностям: литейщик, токарь, фрезеровщик, слесарь-инструментальщик и т.д. Сроки обучения для разных специальностей были разными: для рабочих 1-3 разрядов – 3-4 месяца, для операторов сложного оборудования – до 6 месяцев, для обучения работе на еще более сложных станках (по 6-8 разряду) – около года. На этой базе для завода было подготовлено около 2000 рабочих.

Для обучения на ускоренных курсах бывших красноармейцев и краснофлотцев на «Автострое» была организована учебная база № 2.
Для обучения рабочих для главного сборочного конвейера на Автосборочном заводе № 1 была организована учебная база № 3, где шла практика по сборке автомобилей Ford из поступающих американских деталей.

В 1931 году при автозаводе была открыта учебная база профтехкомбината, в состав которого также входили кружки массовой технической учебы, курсы мастеров (повышения квалификации), школа ФЗУ (фабрично-заводского ученичества), рабфак (рабочий факультет), автозаводской филиал Нижегородского механико-машиностроительного института и автотехникум.

Но этих мер было недостаточно и для ускорения процесса рабочие направлялись для обучения на друггие автозаводы: АМО в Москве – до 500 человек, в Ленинграде – 160 человек, в Сталинграде – 250 человек. Также группа советских спецалистов была командирована в США для обучения на заводах Ford Motor Company.

Но рабочих все же катастрофически не хватало, и тогда в апреле 1931 года вышло специальное постановление ЦК ВКП(б) «О партийной и профсоюзной работе и подготовке кадров для нижегородского Автостроя», согласно которому на автозавод на договорной основе были перенаправлены 4800 рабочих с других предприятий Нижнего Новгорода. Многие предприятия всячески противились такому решению. Так из двенадцати предприятий, которым было предписано направить 1080 рабочих и инженеров, лишь немногие выполнили это распоряжение, при этом потребовав денежную компенсацию своих кадровых потерь.
Еще одной проблемой стало то, что учебные заведения зачастую не имели оборудования для подготовки квалифицированных специалистов, ведь Горьковский автозавод был оборудован самыми современными иностранными станками и агрегатами. При этом основная масса рабочих была из сел и деревень Нижегородской области.

Преодолев все трудности, к 15 декабря 1931 года для первой смены были подготовлены 7242 рабочих, 1743 инженерно-технического работника, 1824 служащих и 694 представителя младшего обслуживающего персонала – всего 11503 работника.

Поделиться с друзьями:
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии