Для сборки автомобилей Ford, поступаю из Америки в разобранном виде, в СССР планировалось построить автосборочный завод, который после прекращения поставок машинокомплектов из США должен быть переориентирован на сборку автомобилей из деталей, поставляемых с автозавода в Нижнем Новгороде.
Коллегией Главмашинстроя в 1929 году было подобрано несколько вариантов территории для размещения и оборудования автосборочного завода:
- Завод «Гудок Октября» в Нижнем Новгороде;
- Завод № 2 Автотреста;
- Можерез – железнодорожные мастерские в Люблино.
Огромную потребность в автомобилях на то время испытывала Москва и близлежащие области, поэтому наиболее выгодной для организации автосборочного завода была территория Можереза.
Однако в предоставлении помещений Можереза в Люберцах для организации автосборочного завода было отказано. Тогда в Москве были подысканы две площадки в районе окружной дороги у Хохловки и Карачарова, которые были расположены непосредственно у железной дороги (Нижегородская железная дорога и Московско-Казанский железнодорожный узел) и имели городское автобусное сообщение.
По планам «Металлстроя» при получении исходных данных для проектирования не позже 1 августа, постройка автосборочного завода у Хохловки могла быть завершена уже к концу 1929 года, а пуск сборочной был намечен на апрель 1930 года. Стоимость работ ориентировочно оценивалась в 1 миллион 200 тысяч рублей.
Начались проблемы и со строительством автосборочного завода в Москве. На участок у Хохловки, где планировалось строительство автосборочного завода, стал претендовать Автотрест и предлагал в виде компенсации другой участок в Симоновской слободке. При обследовании этого участка было выявлено несколько проблемных моментов:
- необходимо провести к участку железнодорожную ветку;
- прокладка железнодорожной ветки потребует большого количества земляных работ по планировке участка;
- соседство с заводом «Клейтук» с вредным производством.
Первая партия машинокомплектов из Америки ожидалась уже в декабре 1929 года. Всем было ясно, что даже при самом ударном строительстве автосборочный завод в Москве к этому времени не будет подготовлен для сборки автомобилей. В связи с этим было принято решение до окончания постройки основного автосборочного завода в Москве, организовать временные автосборочные мастерские, рассчитанных на сборку 4000 автомобилей с пропускной способностью 500-600 машин в месяц.
Общий вид Московского автосборочного завода к концу января 1930 года
Строительство автосборочного завода в Москве началось на местности, известной под названием Сукино болото. Данная местность имела ряд преимуществ:
- Непосредственное примыкание к границам Москвы;
- Наличие крупных промышленных предприятий (АМО, «Динамо»);
- Строились новые промышленные предприятия («Господшипникстрой»);
- Наличие развитой железнодорожной сети (Московская кольцевая дорога и Нижегородская железная дорога).
Требовалось лишь утрясти вопросы с МОЗО, который имел на этой территории свои огороды и несколько ветхих зданий. Когда все вопросы с МОЗО и МКХ были решены, из Детройта был получен проект Московского автосборочного завода и советские инженеры приступили к выполнению рабочих чертежей. Согласно проекту автосборочный завод будет возведен из железных конструкций, поставляемых из Америки, и бетонитовых камней, изготовляемых Металлостроем. И тут возникла новая проблема: НКПС не выполнил своих обязательств по доставке на объект строительных материалов. Автострою пришлось собственными силами обеспечить объект лесоматериалами, построить здание для рабочих и проложить железнодорожную ветку, которая будет соединять Лизинскую ветку Московско-Курской железной дороги с территорией автосборочного завода.
В 1929 году начались работы по строительству автосборочного завода, рассчитанного на ежегодную сборку 24 тысяч автомобилей: спланировали участок под главный корпус завода, начали строительство подъездных путей и железной дороги. На стройке было занято около 200 рабочих и 80 подвод. К осени уже были построены склады для хранения бетонитовых камней, мастерская для их изготовления, сарай для хранения цемента, кладовая, полевая контора, бараки для размещения 300 строителей, вымощена из камня дорога для подвоза стройматериалов, проложен временный водопровод и проведено электричество. К декабрю уже был готов фундамент для установки стальных конструкций заводского корпуса, прибытие которых ожидалось из Америки. Продолжались работы по строительству водопровода, трансформатора, проходной конторы и прокладке путей.
Строительство зданий Московского автосборочного завода
В декабре прибыли первые 80 вагонов с металлоконструкциями из Америки, на стройплощадке были смонтированы два башенных крана, и началось возведение стен. Руководил сборкой металлоконструкций американский инженер мистер Барет, которые для этой цели был отозван со строительства Сталинградского тракторного завода. Одновременно в Америке на заводах Ford Motor Company шло обучение сотрудников для Московского и Нижегородского автосборочных заводов.
К январю 1930 года на 90% были выполнены работы по установке колонн, на 30% — прогонов, на 15% — ферм. Сборка велась в две смены 700 рабочими. Велось возведение тепляка вокруг главного корпуса для кладки стен и внутреннего оборудования. На строительстве было задействовано три немецких башенных крана, два трактора и два компрессора для клепки. Заканчивались работы по кровле амбулатории, была достроена главная магистраль водопровода, велось строительство главной магистрали канализации и трансформаторной подстанции.
В начале февраля 1930 года были полностью закончены сборка и установка металлических конструкций. Рабочие приступили к железобетонным работам: началась установка опалубки и арматуры. Число строителей достигло 1400 человек, которые работали в две смены. В этот же период приступили к клепке рам, монтажу отопления, начались работы по укладке стен и бетонированию железобетонных балок и перемычек.
В марте продолжились работы в тепляках с паровым отоплением по кладке стен из бетонитовых камней и бетонированию перемычек над оконными проемами. Заканчивалось бетонирование стен трансформаторной подстанции.
К апрелю подходило концу строительство зданий, но необходимое оборудование из Америки не было отправлено. Таким образом, пуск автосборочного завода в ранее намеченный срок был сорван. К маю в Мурманский порт пароходами прибыло оборудование, откуда оно было доставлено в Москву, где начался его монтаж в ремонтно-механической мастерской автосборочного завода. В итоге задержка с доставкой оборудования из Америки отодвинула пуск завода до ноября месяца.
Московский автосборочный завод 6 ноября 1930 года был пущен в строй. По поводу пуска завода состоялся митинг, на котором единогласно было принято переложение присвоить заводу имя Коммунистического интернационала молодежи (КИМ), а официально завод стал называться «Государственный автосборочный завод № 2 имени КИМ». Уже в ноябре 1930 года с его конвейера начали сходить легковые и грузовые автомобили Ford.
Первые автомобили Ford выходят из ворот завода
«На открытии Московского автосборочного завода выступали с речами тт. Каминский (секретарь МК ВКП(б)), Осинский, Дмитриев, Дыбец и др. Все ораторы подробно останавливались на огромной ценности завода, который сооружен по последнему слову заграничной техники. Они отмечали, что пуск завода – лучший ответ всем оппортунистам, не верящим в темпы нашего строительства. Нытики и маловеры, мешающие успешному строительству социализма должны уйти прочь с дороги и не мешать тем, кто бодро и уверенно шагает на основе генеральной линии партии к победе социализма в нашей стране» (журнал «За Рулем» № 3 за 1930 год).
«Государственный автосборочный завод № 2 имени КИМ» собирал автомобили Ford-A Tudor Sedan, Ford-A Standart Phaeton и Ford-AA 1930 модельного года из машинокомплектов, поступающих в СССР с заводов Ford Motor Company. После прекращения поставок с Америки завод освоил сборку грузовых автомобилей ГАЗ-АА из комплектов, поставляемых Горьковским автомобильным заводом.
С 29 февраля 1932 года Автосборочный завод в Москве был переведен на ремонт автомобилей Ford-A и Ford-AA. Причиной перевода послужила недозагрузка конвейера: машинокомплекты из США перестали поступать, а Горьковский автозавод никак не мог выйти на проектные мощности.
С 1933 года на заводе началась сборка легкового автомобиля ГАЗ-А, которая продолжалась до 1935 года.
Приказом Народного Комиссара от 15 января 1939 года «Государственный автосборочный завод № 2 имени КИМ» был выеден из состава Горьковского автомобильного завода и включен в систему Глававтопрома под новым названием «Московский автомобильный завод имени КИМ». Согласно этому же приказу на заводе с 1 мая 1939 года прекращается сборка грузовых автомобилей ГАЗ-АА, а оборудование для его производства передается на Ростовский автосборочный завод.
1 мая 1939 года с конвейера Московского автосборочного завода сошел последний грузовик ГАЗ-АА, после чего завод был остановлен для реконструкции и переоборудоания под выпуск легковых малолитражных автомобилей КИМ-10-50.