История Горьковского автозавода: «Государственный автосборочный завод № 1 в Нижнем Новгороде»


Строительство «Государственного автосборочного завода № 1 в Нижнем Новгороде» на территории завода «Гудок Октября»

В июле 1929 года, пока шло строительство автосборочного завода в Москве, было решено организовать временные автосборочные мастерские, так как прибытие машинокомплектов из Америки ожидалось уже в декабре 1929 года.

Для организации временных автосборочных мастерских было решено использовать свободные производственные площади завода «Гудок Октября» в Нижнем Новгороде в районе Канавино. На этом заводе имелся большой корпус, часть которого использовалась под склады. Требовалось лишь сделать небольшую перестройку и частично возвести новые перекрытия, построить котельную и трансформаторную, обустроить эстакаду и железнодорожную ветку для подвоза деталей и вывоза готовой продукции. Также необходимо было утрясти вопросы с «Союзхлебом», который занимал часть корпуса под склады. Стоимость строительных работ оценивалась примерно в 500 тысяч рублей. Переоборудование завода производилось местной строительной конторой. Все вопросы, связанные с переоборудованием цехов и строительством новых сооружений для временной автосборочной мастерской, возложили на директора завода «Гудок Октября». К сентябрю 1929 года ожидалось прибытие заказанного в Америке оборудования, к концу октября планировалось закончить перестройку корпуса, а на ноябрь—декабрь 1929 года был намечен пуск автосборочных мастерских.

Однако наладить работу временных автосборочных мастерских до конца 1929 года так и не удалось, а вступили в строй они в начале следующего года. Официально временные мастерские были сданы в эксплуатацию 1 июля 1930 года и получили название «Государственный автосборочный завод № 1 в Нижнем Новгороде». Первые машинокомплекты автомобилей прибыли из Америки на пароходе «Олаф Берг» в конце года в Мурманск, а 24 декабря четыре вагона с машинокомплектами были отправлены из Мурманска в Нижний Новгород. Первый грузовой автомобиль Ford-AA сошел с конвейера этого завода еще до официального пуска — 1 февраля 1930 года. Также на автосборочном заводе, из поступающих машинокомплектов, была налажена сборка легковых автомобилей Ford-A Standart Phaeton, Ford-AA JumboFord TimkenFord-AA 1928/1929 модельного года и  Ford-AA 1930 модельного года.

После пуска в строй 6 ноября 1930 года «Государственного автосборочного завода № 2 имени КИМ» в Москве, надобность в автосборочном заводе в Нижнем Новгороде  должна была отпасть и его планировали перепрофилировать в учебную базу подготовки кадров для Горьковского автомобильного завода. Но помешали осуществлению этих планов плохая организация дел и срыв установленных сроков и объемов сборки на «Государственном автосборочном заводе № 2 имени КИМ». Сборка автомобилей на «Государственном автосборочном заводе № 1 в Нижнем Новгороде» осуществлялась до января 1932 года, когда собрали последние Ford-Timken, после чего автосборочный завод стали использовать как учебную базу для Нижегородского автомобильного завода и переименовали в Экспериментальный кузовной цех в составе Горьковского автомобильного завода имени Молотова. В 1933 год Экспериментальный кузовной цех был реорганизован в автобусный филиал Горьковского автозавода и на его площадях был налажен выпуск автобусов ГАЗ-3, ГАЗ-5, ГАЗ-03-30, а позже и всех мелкосерийных моделей: штабных автобусов ГАЗ-05-193, санитарных автобусов ГАЗ-55, грузовых самосвалов ГАЗ-С1 и ГАЗ-410, трехосных автомобилей ГАЗ-ТК, пикапов ГАЗ-4, санитарных автомобилей на базе ГАЗ-4 и седанов ГАЗ-6 «Пионер».

Через год после окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, автобусный филиал Горьковского автомобильного завода имени Молотова, вышел из состава ГАЗа и стал самостоятельным заводом. С этого момента предприятие получило новое название Горьковский автобусный завод и сокращенную аббревиатуру ГЗА, чтобы не было путницы с Горьковским автомобильным заводом (ГАЗ). На площадях ГЗА также был продолжен выпуск автобусов и самосвалов ГАЗ. Но через пять лет, в 1951 году, производство на Горьковском автобусном заводе было свернуто, а вся документация на выпускаемые автобусы была передана Павловскому автобусному заводу, который был перепрофилирован с выпуска шоферского инструмента и кузовной арматуры для Горьковского автозавода на выпуск автобусов. Уже в декабре 1951 года Горьковский автобусный завод Постановлением Совета Министров СССР был передан в подчинение Министерству радиотехнической промышленности и реорганизован в предприятие «п/я 680», а в 1975 году получил новое официальное название – «Горьковский завод аппаратуры связи имени А.С. Попова».

Поделиться с друзьями:
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии