ГАЗ-ТМ


ГАЗ-ТМ

Весной 1936 года на Горьковский автозавод поступило требование Комитета обороны освоить производство плавающего танка Т-38 разработки завода № 37, который не укладывался в график освоения серийного производства. Однако на ГАЗе, учтя неудачный опыт производства танка Т-37А в 1935 году, было принято решение разработать собственный танк, который получил обозначение ГАЗ-ТМ («Танк Молотова»).


ГАЗ-ТМ

В это же время с автозавода в УММ было отправлено письмо, в котором сообщалось, что ГАЗ ведет разработку собственного танка с улучшенными боевыми и техническими характеристиками.

К разработке танка ГАЗ-ТМ, который во многом повторял концепцию плавающего танка Т-37, под руководством Владимира Васильевича Данилова на автозаводе приступили еще в январе-феврале 1936 года, а уже летом того же года были собраны два первых образца. Первый из них осенью был отправлен на НИБТполигон, а второй танк остался на заводе для отработки конструкторской и производственной документации, так как руководство ГАЗа было уверено в принятии танка на вооружение.


ГАЗ-ТМ

Корпус нового танки был изготовлен методом сварки из брони, которая имела толщину 4-9 мм. Внутри корпуса места стыковки бортовых листов между собой, а также с днищем танка усиливались специальными балками и угольниками. Сверху на корпус с небольщим смещением к левому борту была установлена клепанная подбашенная коробка. На коробке была смонтирована коническая восьмиугольная башня, в которой размещалось рабочее место командира. В переднем лист башни танка ГАЗ-ТМ на шаровой установке был закреплен пулемет ДТ-29 калибра 7,62 мм. Водитель-механик располагался правее башни, а для его посадки-высадки из танка служил люк со смотровой щелью.

Силовая установка танка представляла собой два спаренных двигателя ГАЗ-М1 (суммарной мощностью 100 л.с.) в паре с 4-сткпенчатой коробкой передач от грузового автомобиля ГАЗ-АА, двух главных фрикционов и тормозов. Двигатели были установлены на двух поперечных балках по бортам танка, а привод от них на передние ведущие катки при помощи удлиненных карданных валов от грузовика ГАЗ-ААА. Для управления танком имелся специальный штурвал.


ГАЗ-ТМ

Правый двигатель для запуска был оснащен стартером и генератором, а левый двигатель заводился при помощи педали через коробку отбора мощности от КПП. Для обоих двигателей имелась общая система охлаждения.

Ходовая часть танка ГАЗ-ТМ представляла собой конструкцию, состоящую из шести опорных тележек, двух направляющих, двух ведущих колес и гусеничной ленты, заимствованных от танка Т-37А.

Движение танка на плаву обеспечивал трехлопастный винт с приводом от силового агрегата через блокировочный пост. Для управления на воде имелся руль, который был расположен позади винта.

Габаритные размеры и масса танка ГАЗ-ТМ составляли:

  • длина – 4400 мм;
  • ширина – 2240 мм;
  • высота – 1756 мм;
  • колесная база – н/д;
  • снаряженная масса – 4500 кг;
  • экипаж – 2 чел.

Танк развивал максимальную скорость 48 км/ч и имел запас хода по шоссе 230 км.


ГАЗ-ТМ на испытаниях

В сентябре-октябре 1936 года ГАЗ-ТМ проходил испытания на НИБТполигоне, в ходе которых танк развивал максимальную скорость на дороге до 50 км/ч, был весьма подвижным и легко двигался по проселочным дорогам, однако при поворотах слетали гусеничные цепи.

Танк был весьма легок в управлении, но его обслуживание вызывало ряд трудностей из-за необходимости четкой регулировки главных фрикционов и тормозов, которые должны были включаться и выключаться одновременно. Иначе при трогании или торможении танк «юлил». Также одним из плюсов новой боевой машины был большой запас хода. Минусом же являлся тот факт, что из-за остановки или поломки одного из моторов, весь танк терял подвижность.

Однако на плаву танк ГАЗ-ТМ имел недостаточный запас плавучести, низкую скорость движения и недостаточно удобное включение и переключение гребного винта.

По итогам испытаний ведущий испытатель НИБТполигона, начальник 1-го отдела майор Кульчицкий писал:

«Танк ГАЗ-ТМ по своим динамическим качествам и проходимости имеет преимущества перед Т-38, но ненадежность ходовой части не дает возможность полностью выявить поведение отдельных механизмов (в особенности главных сцеплений и тормозов) при длительных безостановочных пробегах.

Все вышеуказанные и ряд других производственно-конструкторских недостатков не позволяют дать исчерпывающей оценки танка ГАЗ-ТМ.

Танк ГАЗ-ТМ необходимо доработать, устранив все конструкторско-производственные недостатки, отмеченные в выводах отчета, и после этого провести повторные испытания».


ГАЗ-ТМ на испытаниях

Еще одним огромным минусом стала стоимость танка: в ценах 1936 года цена каждого из двух изготовленных ГАЗ-ТМ даже с учетом их изготовления небольшой серией достигала 100 тыс. руб.

Конструкторскому бюро Горьковского автозавода было поручено устранить выявленные конструкторские недостатки, доработать проект и представить танк на повторные испытания. Однако заводские конструкторы не успели уложиться в установленные сроки, к тому же в это время завод № 37 вышел на проектную мощность выпуска танка Т-38, поэтому завершение работ по ГАЗ-ТМ посчитали нецелесообразным.

Поделиться с друзьями:
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии