ГАЗ-ТК


ГАЗ-ТК

В 1933 году в ОКБ-1 Главного артиллерийского управления под руководством главного конструктора Леонида Васильевича Курчевского была создана армейская трехосная модификация ГАЗ-А, которая получила название ГАЗ-ТК («Трехоска Курчевского») и предназначалась для установки динамореактивной пушки ДРП-4 калибром 76 мм образца 1925 года.

Л.В. Курчевский был деятельным и изобретательным человеком и имел поддержку начальника вооружений РККА М.Н. Тухачевского и наркома тяжелой промышленности и члена Политбюро ЦК ВКП(б) Серго Орджоникидзе, чем и пользовался для продвижения своих изобретений. Так изобретателем были созданы десятки типов динамореактивных пушек (ДРП) калибром от 37 до 420 мм, авиационная динамореактивная пушка и другие виды вооружения.

Штампованная клепанная рама базового ГАЗ-А трапециевидной формы с лонжеронами и траверсами коробчатого сечения была удлинена на 93 см за счет наложения на нее сзади лонжеронов еще одной такой же рамы. В передней части рамы крепились 3-ступенчатая коробка передач (три скорости вперёд и одна – назад) и бензиновый, рядный, четырехцилиндровый, нижнеклапанный двигатель с чугунным блоком цилиндров объемом 3,28 литра и мощностью 40 л.с. при 2200 об/мин. Перед двигателем крепился радиатор водяного охлаждения.

Передняя ось и средний мост автомобиля ГАЗ-ТК подвешивались к раме на поперечных полуэллиптических рессорах, а третий мост подвешивался на поперечной рессоре. Задние проходные мосты с коническими шестернями от ГАЗ-АА были ведущими. К осям автомобиля крепились спицевые колеса. Для увеличения проходимости на колеса задней тележки надевались гусеничные ленты.

На шасси устанавливалась двухместная открытая кабина, внутри которой располагался щиток с тремя датчиками: слева – замок зажигания, вверху в центре – оптический указатель уровня топлива, справа – амперметр и внизу – спидометр, в котором нанесенные на барабан цифры сменяли друг друга в неподвижном оконце прибора, информируя водителя о скорости. Руль был четырехспицевым, в центре которого располагался переключатель света. За ступицей руля находились два рычажка: левый был предназначен для ручной корректировки опережения зажигания, а правый – для фиксации положения дроссельной заслонки карбюратора. Стартер приводился в действие гашеткой, расположенной над педалью газа, а чуть ниже и правее самой педали газа была вмонтирована опора для правой ноги водителя. Для защиты кабины и экипажа от непогоды служил брезентовый верх с боковинами и целлулоидными окошками. Позади переднего сиденья у ГАЗ-ТК размещался большой бензобак, за которым — сиденье для одного из членов расчета пушки.

Для защиты кузова от мелких повреждений ГАЗ-ТК был оборудован бампером, состоящим из двух упругих стальных полос. В ночное время дорогу освещали две электрический фары, установленных на поперечине между передними крыльями. Между передними и задними крыльями располагались подножки для облегчения посадки в салон автомобиля. Запасные колеса крепились за передним крылом и за кабиной.

Габаритные размеры и масса автомобиля составляли:

  • длина – 4400 мм;
  • ширина – 1710 мм;
  • высота – 1700 мм;
  • колесная база – 2340+860 мм;
  • снаряженная масса – 1500 кг;
  • боевой расчет – 4 чел.

После проведения армейских испытаний ГАЗ-ТК был обнаружен целый ряд конструктивных недостатков, влияющих на тактические данные и ресурс автомобиля. В частности, мосты трехосной машины испытывали повышенные нагрузки, на которые явно не были рассчитаны, и часто выходили из строя.

Для привлечения внимания к своему автомобилю в 1935 году Л.В. Курчевский построил на базе ГАЗ-ТК туристический автомобиль, на котором отправился в автопробег по маршруту Москва – Харьков – Ростов-на-Дону – Сочи – Эривань – Тифлис – Батум – Москва. Автомобиль по сути представлял собой автокемпер и был оснащен двумя спальными местами, походной кухней, раскладывающимся столиком и радиостанцией. В другом автопробеге трехосный автомобиль вела жена Курчевского, которая была единственной женщиной-водителем среди участников. Но все предпринятые попытки продвижения трехоски так и не принесли результата, так как на автомобиль поступали серьезные рекламации. Однако, не смотря на все недостатки, по указанию заместителя председателя Реввоенсовета СССР, начальника вооружений РККА М.Н. Тухачевского ГАЗу было поручено освоить его выпуск.

ГАЗ-ТК выпускался в экспериментальном кузовном цехе в составе Горьковского автозавода (бывший Государственный автосборочный завод № 1) с 1934 по 1936 год. За этот  период изготовили всего 237 трехосных автомобилей, из которых орудия были установлены лишь на 23 шасси: 1934 – 22 шт., 1935 – 79 шт., 1936 – 136 шт. ГАЗ-ТК имел ряд недостатков (постоянно ломалась рамы и ведомые шестерни главных передач, перекашивало мосты, заклинивались тормоза) и в 1936 году автомобиль по  личному распоряжению наркома С.К. Орджоникидзе был снят с производства, а ему на смену пришел более технически совершенный трехосный автомобиль ГАЗ-АААА.


разведывательный ГАЗ-ТК 

Остальная часть трехосных автомобилей, на которые не были установлены безоткатные динамореактивных пушки, была оборудована открытыми кузовами с продольными скамейками для шестерых бойцов (разведгруппы).

Такие автомобили использовались для авиационного десанта, и их предполагалось перевозить закрепленными под фюзеляжем тяжелых бомбардировщиков, где высота машины имела существенное значение. Ранее для этой цели использовались легковые автомобили Ford-A Standart Phaeton отечественной сборки с упрощенными кузовами и пикапы ГАЗ-4 в специальном авиадесантном исполнении с открытой кабиной. Однако, для перевозки отделения с полным вооружением и экипировкой были недостаточно вместительными в отличие от ГАЗ-ТК.

Габаритные размеры и масса автомобиля ГАЗ-ТК (разведывательный вариант) составляли:

  • длина – 4400 мм;
  • ширина – 1710 мм;
  • высота – 1700 мм;
  • колесная база – 3105 мм;
  • снаряженная масса – 1500 кг;
  • боевой расчет – 4 чел.

Автомобили ГАЗ-ТК поступали в разведывательные батальоны и использовались в качестве штабных машин. Часть машин участвовали в боевых действиях на реке Халхин-Гол и Советско-финляндской войне.

Поделиться с друзьями:
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии