ГАЗ-СХ Строева


ГАЗ-СХ Строева

В 1942 году Сергеем Сергеевичем Строевым был разработан и построен экспериментальный снегоход (СХ-снегоход) на шасси ГАЗ-ММ, который получил обозначение ГАЗ-СХ Строева. На грузовик был установлен движитель Нежданского, который хоть и был  похож на обычный гусеничный движитель, однако имел совершенно иной принцип действия. К передним колесам на цепях крепились стальные лыжи, а вместо задних колес устанавливался движитель треугольной конструкции с верхними ведущими звездочками, при этом в движение приводились только звенья грунтозацепов.

На штампованную лонжеронную раму лестничного типа устанавливались бензиновый, рядный, четырехцилиндровый, нижнеклапанный двигатель объемом 3,28 литра и мощностью 50 л.с. при 2800 об/мин и 4-ступенчатая коробка передач, которая имела три передачи вперед и одну назад. Для охлаждения мотора служил водяной радиатор. В карбюратор топливо поступала самотеком из бака, который был расположен за торпедо над коленями пассажира. Запускался грузовик при помощи электростартера, а его электрооборудование имело напряжение 6 Вольт.

К раме ГАЗ-СХ Строева передняя ось крепилась с помощью одной поперечной полуэллиптической рессоре и рычажных гидравлических амортизаторах одностороннего действия, а задний мост – на двух продольных рессорах кантилеверного типа. Главная передача заднего моста была конической и соединялась с коробкой передач при помощи карданного вала, который был заключен в трубу и жестко крепился к картеру главной передачи. К передней оси автомобиля крепились дисковые колеса с резиновыми шинами размером 6,50-20 со стальными лыжами, а к заднему мосту – гусеничный движитель.

В передней части рамы была установлена упрощенная металлическая кабина, которая вместо крыши и дверей оснащалась брезентовым навесом и фартуками. Доступ к мотору обеспечивали откидывающиеся боковины с каждой стороны. Грузовик получил цельное лобовое стекло, которое для проветривания кабины могло поворачиваться в раме и фиксироваться барашками. Над лобовым стеклом для защиты от солнца был закреплен козырек. Для движения в непогоду перед водителем на верхней рамке лобового стекла был закреплен единственный стеклоочиститель, который имел вакуумный привод и при помощи шланга был соединен с входным коллектором карбюратора. Для защиты кузова от мелких повреждений служил передний бампер из двух упругих стальных полос. К левой стойке кабины крепилось зеркало заднего вида. Для облегчения посадки в кабину служили подножки, которые соединялась с передними крыльями.

В темное время суток дорогу освещали две электрический фары, которые были закреплены на поперечине между передними крыльями, к которой также крепился звуковой сигнал. Под грузовой платформой к раме крепился единственный задний габаритный фонарь со стоп-сигналом.


ГАЗ-СХ Строева на снежной целине

Внутри кабины ГАЗ-СХ Строева на торпедо был расположен приборный щиток со следующим набором датчиков: слева – замок зажигания, вверху в центре – оптический указатель уровня топлива, справа – амперметр и внизу – спидометр, в котором нанесенные на барабан цифры сменяли друг друга в неподвижном оконце прибора, информируя водителя о скорости. Подсветка приборов осуществлялась при помощи лампочки, которая была расположена в верхней части панели. Четырехспицевый руль по центру был оборудован переключателем света и кнопкой звукового сигнала. За ступицей руля были расположены два рычажка: левый служил для ручной корректировки опережения зажигания, а правый – для фиксации положения дроссельной заслонки карбюратора. Стартер приводился в действие гашеткой, расположенной над педалью газа, а чуть ниже и правее самой педали газа была вмонтирована опора для правой ноги водителя.

За кабиной к раме на деревянных лагах крепилась грузовая платформа с откидными бортами. Откидные боковые борта состояли из четырех досок, которые при помощи болтов были скреплены четырьмя металлическими поперечинами и подвешивались к платформе на четырех петлях. Задний борт состоял из четырех досок, которые при помощи болтов были скреплены тремя металлическими поперечинами и подвешивались к платформе на трех петлях. В закрытом положении борта фиксировались специальными замками. Под бортовой платформой за задним мостом крепилось запасное колесо, и к последней поперечине рамы крепился буксирный прибор для прицепов и артиллерийских орудий.

Габаритные размеры и масса грузового автомобиля ГАЗ-СХ Строева составляли:

  • длина – 5140 мм;
  • ширина – 2350 мм;
  • высота – 2130 мм;
  • колесная база – 3340 мм;
  • снаряженная масса – н/д;
  • грузоподъемность – 1200 кг.

Зимой 1943 года ГАЗ-СХ Строева проходил испытания на снежной целине и показал отличную проходимость, но при этом для развития приемлемой скорости движения не хватало мощности мотора. К тому же эффективная маневренность и подвижность, показанная при движении на снегу, падала до нуля на грунте. К тому же учитывая военную обстановку и загруженность Горьковского автозавода, вопрос выпуска ГАЗ-СХ Строева даже не рассматривался.


ГАЗ-СХ Строева

Поделиться с друзьями:
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии