ГАЗ-СХ Рубцова


ГАЗ-СХ Рубцова

В 1945 году Всеволод Константинович Рубцов, на основе накопленного опыта по снегоходу ГАЗ-СХ Строева, разработал на базе ГАЗ-ММ новый полугусеничный автомобиль, который получил обозначение ГАЗ-СХ Рубцова. Грузовик получил новый гусеничный ход  с принудительным зацеплением гусеницы, у которого ведущая звездочка резиновой гусеницы находилась сверху. Преимуществами новой конструкции стали легкость монтажа съемного движителя и сохранение штатного заднего моста и его подвески.

На штампованную лонжеронную раму лестничного типа устанавливались бензиновый, рядный, четырехцилиндровый, нижнеклапанный двигатель объемом 3,28 литра и мощностью 50 л.с. при 2800 об/мин и 4-ступенчатая коробка передач, которая имела три передачи вперед и одну назад. Для охлаждения мотора служил водяной радиатор. В карбюратор топливо поступала самотеком из бака, который был расположен за торпедо над коленями пассажира. Запускался грузовик при помощи электростартера, а его электрооборудование имело напряжение 6 Вольт.

К раме ГАЗ-СХ Рубцова передняя ось крепилась с помощью одной поперечной полуэллиптической рессоре и рычажных гидравлических амортизаторах одностороннего действия, а задний мост – на двух продольных рессорах кантилеверного типа. Главная передача заднего моста была конической и соединялась с коробкой передач при помощи карданного вала, который был заключен в трубу и жестко крепился к картеру главной передачи. К передней оси автомобиля крепились дисковые колеса с резиновыми шинами размером 6,50-20 со стальными лыжами, а к заднему мосту – гусеничный движитель.

На шасси в передней части устанавливалась двухместная металлическая кабина. Для облегчения доступа к моторному отсеку с каждой стороны кабины были предусмотрены открывающиеся боковины. Крыша автомобиля была изготовлена с деревянной вставкой обтянутой брезентом, так как на тот период советская промышленность не имела возможности изготовления цельнометаллического листа такого размера. Двери были подвешены на передних петлях. Цельное лобовое стекло поворачивалось в раме и фиксировалось барашками. Для защиты от солнца над лобовым стеклом был установлен козырек. На верхней рамке лобового стекла перед лицом водителя крепился единственный дворник для облегчения видимости в непогоду. Стеклоочиститель имел вакуумный привод, шланг которого соединялся с входным коллектором карбюратора. Для защиты кабины от мелких повреждений служил передний бампер из двух упругих стальных полос. В ночное время дорогу освещали две электрические фары, установленных на поперечине между передними крыльями, к которой также крепился звуковой сигнал. Для облегчения посадки в кабину служили подножки, которые соединялась с передними крыльями.


ГАЗ-СХ Рубцова ни испытаниях

В кабине ГАЗ-СХ Рубцова на торпедо располагался щиток с тремя датчиками: слева – замок зажигания, вверху в центре – оптический указатель уровня топлива, справа – амперметр и внизу – спидометр, в котором нанесенные на барабан цифры сменяли друг друга в неподвижном оконце прибора, информируя водителя о скорости. Для подсветки приборов служила общая внешняя лампочка, установленная в верхней части панели. Рулевой механизм с глобоидальным червяком и двойным роликом имел передаточное число 16,6. Руль был четырехспицевым, в центре которого располагался переключатель света и кнопка звукового сигнала. За ступицей руля находились два рычажка: левый был предназначен для ручной корректировки опережения зажигания, а правый – для фиксации положения дроссельной заслонки карбюратора. Стартер приводился в действие гашеткой, расположенной над педалью газа, а чуть ниже и правее самой педали газа была вмонтирована опора для правой ноги водителя.

За кабиной к раме на деревянных лагах крепилась грузовая платформа с откидными бортами. Откидные боковые борта состояли из четырех досок, которые при помощи болтов были скреплены четырьмя металлическими поперечинами и подвешивались к платформе на четырех петлях, при этом задний борт отсутствовал.

Габаритные размеры и масса грузового автомобиля ГАЗ-СХ Рубцова составляли:

  • длина – 5140 мм;
  • ширина – 2350 мм;
  • высота – 2130 мм;
  • колесная база – 3340 мм;
  • снаряженная масса – н/д;
  • грузоподъемность – 1200 кг.

Новый экспериментальный полугусеничный грузовик ГАЗ-СХ Рубцова не показал принципиальных улучшений по сравнению с предыдущей разработкой, за исключением компактного и быстросъемного движителя, и дальнейшего развития не получил. В дальнейшем принцип движителя Рубцова был использован при разработке полугусеничных автомобилей на базе ГАЗ-51 в 1953—1954 годах.


ГАЗ-СХ Рубцова

Поделиться с друзьями:
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии