ГАЗ-НАТИ-Г14


первый вариант газогенераторной установки НАТИ-Г-14 на базе ГАЗ-АА

Газогенератор НАТИ-Г-14 был разработан в 1936 году в Московском автотракторном институте под руководством С.Л. Косова и мог работать на деревянных чурках. Изначально проектировалось два варианта газогенераторной установки. Первый вариант имел фильтр тонкой очистки в виде высокого вертикального цилиндра, который располагался на общей раме с правой стороны симметрично газогенератору. Такая схема обеспечивала удобство монтажа и легкий пуск двигателя после довольно продолжительных остановок благодаря наличию емкого очистителя, имеющего в себе запас газа, достаточного для пуска автомобиля. Имела такая схема и недостаток: требовалось укоротить грузовую платформу, что приводило к уменьшению ее площади на 15%.

Стремление уменьшить теряемую площадь грузовой платформы привело к созданию второго варианта газогенераторной установки НАТИ-Г-14, в котором изменению подверглась конструкция тонкого очистителя. Теперь он стал представлять собой как бы разрезанный пополам вертикальный очиститель первого образца и в виде прямоугольного короба крепился с правой стороны под грузовой платформой.

Для окончательного выбора газогенераторной установки оба варианта, смонтированные на грузовых автомобилях ГАЗ-АА, были отправлены на эксплуатационные испытания на Загорскую опытно-показательную газогенераторную автобазу Мослеспрома в Московской области.

На основании проведенных испытаний преимущество было отдано первому варианту газогенераторной установки. Запасное колесо было рекомендовано перенести на переднее, чтобы хоть частично компенсировать уменьшение площади грузовой платформы. 

В 1936 году выпуск газогенератора был налажен на Харьковском заводе «Свет шахтера» вместо менее совершенного газогенератора В-5, а в 1937 году к выпуску НАТИ-Г-14 приступил московский завод «Комега». При этом сам завод «Комега» не устанавливал выпускаемы газогенераторы на шасси, а отправлял их для этой цели на Горьковский автозавод. Получаемые из Москвы газогенераторные установки монтировались на шасси ГАЗ-АА, а сами газогенераторные автомобили получили название ГАЗ-НАТИ-Г14 и пришли на смену устаревшим газогенераторным грузовикам ГАЗ-14.

На стальную штампованную лонжеронную раму лестничного типа в передней части крепились 4-ступенчатая коробка передач (четыре скорости вперёд и одна – назад) и бензиновый, рядный, четырехцилиндровый, нижнеклапанный двигатель с алюминиевыми поршнями цилиндров объемом 3,28 литра, мощность которого при работе с газогенераторной установкой уменьшилась до 30 л.с. Перед двигателем крепился радиатор водяного охлаждения. Для передачи крутящего момента служило однодисковое, сухое сцепление. Бак был расположен над коленями водителя и пассажира за торпедо, а бензин из него самотеком поступал в карбюратор. Электрооборудование было напряжением 6 Вольт, а для пуска грузовика служил электростартер.

Передняя ось грузового автомобиля ГАЗ-НАТИ-Г14 подвешивалась к раме на одной поперечной полуэллиптической рессоре и рычажных гидравлических амортизаторах одностороннего действия, а задний мост крепился на двух продольных рессорах кантилеверного типа. Задний мост имел коническую передачу и был соединен с КПП при помощи карданного вала, который был заключен в трубу и жестко крепился к картеру главной передачи. К переднему мосту автомобиля крепились дисковые колеса с резиновыми шинами размером 6,50-20, а к заднему мосту крепились двухскатные дисковые колеса с резиновыми шинами размером 6,50-20. Механический рабочий тормоз действовал через тросовый привод на все колеса, а ленточный ручной тормоз блокировал только задние колеса.  


второй вариант газогенераторной установки НАТИ-Г-14 на базе ГАЗ-АА

На шасси в передней части устанавливалась двухместная металлическая кабина. Для облегчения доступа к моторному отсеку с каждой стороны кабины были предусмотрены открывающиеся боковины. Крыша автомобиля была изготовлена с деревянной вставкой обтянутой брезентом, так как на тот период советская промышленность не имела возможности изготовления цельнометаллического листа такого размера. Двери были подвешены на передних петлях. Цельное лобовое стекло поворачивалось в раме и фиксировалось барашками. Для защиты от солнца над лобовым стеклом был установлен козырек. На верхней рамке лобового стекла перед лицом водителя крепился единственный дворник для облегчения видимости в непогоду. Стеклоочиститель имел вакуумный привод, шланг которого соединялся с входным коллектором карбюратора. К левой стойке кабины крепилось зеркало заднего вида. Для защиты кузова от мелких повреждений служил передний бампер из двух упругих стальных полос. В ночное время дорогу освещали две электрический фары, установленных на поперечине между передними крыльями, к которой также крепился звуковой сигнал. Под грузовой платформой к раме крепился единственный задний габаритный фонарь со стоп-сигналом. Для облегчения посадки в кабину служили подножки, которые соединялась с передними крыльями.

В кабине на торпедо располагался щиток с тремя датчиками: слева – замок зажигания, вверху в центре – оптический указатель уровня топлива, справа – амперметр и внизу – спидометр, в котором нанесенные на барабан цифры сменяли друг друга в неподвижном оконце прибора, информируя водителя о скорости. Для подсветки приборов служила общая внешняя лампочка, установленная в верхней части панели. Рулевой механизм с глобоидальным червяком и двойным роликом имел передаточное число 16,6. Руль был четырехспицевым, в центре которого располагался переключатель света и кнопка звукового сигнала. За ступицей руля находились два рычажка: левый был предназначен для ручной корректировки опережения зажигания, а правый – для фиксации положения дроссельной заслонки карбюратора. Стартер приводился в действие гашеткой, расположенной над педалью газа, а чуть ниже и правее самой педали газа была вмонтирована опора для правой ноги водителя.

За кабиной к раме грузовика крепилась газогенераторная установка НАТИ-Г-14 весом 415 кг. С левой стороны к раме крепился бункер для сжигания топлива, с правой стороны рамы – фильтр тонкой очистки, а под грузовой платформой располагался фильтр грубой очистки. За левым передним крылом находился раздувочный вентилятор, который подавал воздух в бункер для лучшего горения топлива.

При горении топлива в бункере выделялся углекислый газ, который входя в соприкосновения с раскаленным углем терял часть кислорода. В свою очередь этот кислород входит в соединение с углеродом топлива и образует окись углерода. В результате этой реакции часть углекислого газа восстанавливается в окись углерода, то есть горючий газ. Из бункера горючий газ поступает в фильтр грубой очистки, где охлаждается и смешивается с воздухом. Далее эта смесь поступает в фильтр тонкой очистки, а уже оттуда в двигатель. На 100 км пути расходовалось 53 кг деревянных чурок.


ГАЗ-НАТИ-Г14

За газогенераторной установкой к раме на деревянных лагах крепилась укороченная на 40 см грузовая платформа с откидными бортами, которая была спроектирована советскими инженерами еще в 1930 году. Откидные боковые борта состояли из четырех досок, которые при помощи болтов были скреплены четырьмя металлическими поперечинами и подвешивались к платформе на четырех петлях. Задний борт состоял из четырех досок, которые при помощи болтов были скреплены тремя металлическими поперечинами и подвешивались к платформе на трех петлях В закрытом положении борта фиксировались специальными замками. Под бортовой платформой за задним мостом крепилось запасное колесо, и к последней поперечине рамы крепился буксирный прибор для прицепов и артиллерийских орудий.

Габаритные размеры и масса грузового газогенераторного автомобиля ГАЗ-НАТИ-Г14 составляли:

  • длина – 5335 мм;
  • ширина – н/д;
  • высота – н/д;
  • колесная база – 3340 мм;
  • снаряженная масса – 2065 кг;
  • грузоподъемность – 1085 кг.

С 1937 по 1938 год на Горьковском автозаводе было собрано 1244 газогенераторных автомобиля ГАЗ-НАТИ-Г14. В 1938 году четыре таких автомобиля приняли участие в большом газогенераторном автопробеге протяженностью 10 тысяч км. Во много эта конструкция стала предшественницей газогенераторного грузовика ГАЗ-42, разработанного специалистами Горьковского автозавода.


ГАЗ-НАТИ-Г14 для участия в автопробеге

Поделиться с друзьями:
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии