ГАЗ-ММ
В 1938 году Горьковский автозавод приступил модернизированной версии грузовика ГАЗ-АА, который получил обозначение ГАЗ-ММ. Модернизированный автомобиль поличил усиленное крепление задних рессор, новое рулевое управление, модернизированные крестовины карданного вала, увеличенную в сечении, более прочную и жесткую раму и более мощный двигатель (50 вместо 40 л.с.), который был унифицирован с двигателем легкового автомобиля ГАЗ-М1.
В передней части штампованной лонжеронной рамы лестничного типа был закреплен бензиновый, рядный, четырехцилиндровый, нижнеклапанный двигатель объемом 3,28 литра и мощностью 50 л.с. при 2800 об/мин в паре с 4-ступенчатой коробкой передач, которая имела три передачи вперед и одну назад. Для охлаждения перед двигателем был закреплен водяной радиатор. Топливо в карбюратор поступало самотеком из бака, расположенного за торпедо над коленями пассажира. Запускался грузовик при помощи электростартера, а его электрооборудование имело напряжение 6 Вольт.
ФАКТ: «Долгое время новый грузовик выпускался со старым мощностью 40 л.с. и новым двигателем, так как новых моторов не хватало на весь выпуск. Лишь с началом Великой Отечественной войны, когда производство ГАЗ-М1 было практически свернуто, все выпускаемые грузовики стали оснащаться новым более мощным мотором».
упрощенный ГАЗ-ММ образца 1942 года
Передняя ось к раме грузовика ГАЗ-ММ крепилась с помощью одной поперечной полуэллиптической рессоре и рычажных гидравлических амортизаторах одностороннего действия, а задний мост – на двух продольных рессорах кантилеверного типа. Главная передача заднего моста была конической и соединялась с коробкой передач при помощи карданного вала, который был заключен в трубу и жестко крепился к картеру главной передачи. К передней оси автомобиля крепились дисковые колеса с резиновыми шинами размером 6,50-20, а к заднему мосту крепились двухскатные дисковые колеса с резиновыми шинами размером 6,50-20. Механический рабочий тормоз действовал через тросовый привод на все колеса, а ленточный ручной тормоз блокировал только задние колеса.
Двухместная металлическая кабина была устновлена в передней части рамы. Доступ к мотору обеспечивали откидывающиеся боковины с каждой стороны. В крыше кабины была сделана деревянная вставка, обтянтая брезентом, так как на тот период советская промышленность не имела возможности изготовления цельнометаллического листа такого размера. К кабине на передних петлях подвешивались двери. Грузовик получил цельное лобовое стекло, которое для проветривания кабины могло поворачиваться в раме и фиксироваться барашками. Над лобовым стеклом для защиты от солнца был закреплен козырек. Для движения в непогоду перед водителем на верхней рамке лобового стекла был закреплен единственный стеклоочиститель, который имел вакуумный привод и при помощи шланга был соединен с входным коллектором карбюратора. Для защиты кузова от мелких повреждений служил передний бампер из двух упругих стальных полос. К левой стойке кабины крепилось зеркало заднего вида. Для облегчения посадки в кабину служили подножки, которые соединялась с передними крыльями.
В темное время суток дорогу освещали две электрический фары, которые были закреплены на поперечине между передними крыльями, к которой также крепился звуковой сигнал. Под грузовой платформой к раме крепился единственный задний габаритный фонарь со стоп-сигналом.
Внутри кабины ГАЗ-ММ на торпедо был расположен приборный щиток со следующим набором датчиков: слева – замок зажигания, вверху в центре – оптический указатель уровня топлива, справа – амперметр и внизу – спидометр, в котором нанесенные на барабан цифры сменяли друг друга в неподвижном оконце прибора, информируя водителя о скорости. Подсветка приборов осуществлялась при помощи лампочки, которая была расположена в верхней части панели. Четырехспицевый руль по центру был оборудован переключателем света и кнопкой звукового сигнала. За ступицей руля были расположены два рычажка: левый служил для ручной корректировки опережения зажигания, а правый – для фиксации положения дроссельной заслонки карбюратора. Стартер приводился в действие гашеткой, расположенной над педалью газа, а чуть ниже и правее самой педали газа была вмонтирована опора для правой ноги водителя.
ГАЗ-ММ образца 1943 года с досчатыми дверьми
За кабиной к раме на деревянных лагах крепилась грузовая платформа с откидными бортами. Откидные боковые борта состояли из четырех досок, которые при помощи болтов были скреплены четырьмя металлическими поперечинами и подвешивались к платформе на четырех петлях. Задний борт состоял из четырех досок, которые при помощи болтов были скреплены тремя металлическими поперечинами и подвешивались к платформе на трех петлях. В закрытом положении борта фиксировались специальными замками. Под бортовой платформой за задним мостом крепилось запасное колесо, и к последней поперечине рамы крепился буксирный прибор для прицепов и артиллерийских орудий.
ФАКТ: «В 1942 году для облегчения производства и экономии металла грузовик лишился дверей, одной из фар, передних тормозов, передачи заднего хода и получил простейшие крылья из гнутого кровельного железа, брезентовый навес кабины вместо крыши и только один откидной борт кузова. В 1943 году грузовик вновь получил двери, сначала – досчатые, а позже стандартные металлические, но до конца выпуска так и оснащался угловатыми крыльями и брезентовой крышей».
Габаритные размеры и масса грузового автомобиля ГАЗ-ММ составляли:
- длина – 5335 мм;
- ширина – 2030 мм;
- высота – 1870 мм;
- колесная база – 3340 мм;
- клиренс – 200 мм;
- снаряженная масса – 1650 кг;
- грузоподъемность – 1500 кг.
Грузовой автомобиль ГАЗ-ММ выпускался на Горьковском автозаводе с 1938 года по 10 октября 1949 года, когда ему на смену окончательно пришел грузовик нового поколения ГАЗ-51.
Грузовой автомобиль ГАЗ-ММ послужил базой для создания целого ряда модификаций и спецавтомобилей:
- ГАЗ-СХ Строева – экспериментальный снегоход (1942 год);
- ГАЗ-СХ Рубцова – экспериментальный снегоход (1945 год);
- ГАЗ-410 – самосвал (1938—1950 год);
- ГАЗ-03-30 – пассажирский автобус (1937—1950 год);
- ГАЗ-905 – внутризаводской тягач (1939—1950 год);
- ГАЗ-31 – экспериментальный трехосный грузовик (1938 год);
- ГАЗ-42 – газогенераторный бортовой грузовик (1939—1946 год);
- ГАЗ-43 – газогенераторный бортовой грузовик (1939 год);
- ГАЗ-44 – газобаллонный бортовой грузовик (1939 год);
- ГАЗ-45 – газобаллонный бортовой грузовик (1941 год);
- ГАЗ-55 – санитарный автобус (1938—1950 год);
- ГАЗ-60 – полугусеничный бортовой грузовик (1939—1940 год);
- ГАЗ-60П – экспериментальный полугусеничный бортовой грузовик (1940 год);
- ГАЗ-65 – полугусеничный бортовой грузовик (1940 год).
ГАЗ-ММ образца 1946 года с железными дверьми и брезентовой крышей