ГАЗ-АА


ГАЗ-АА 

7 октября 1932 года Нижний Новгород был переименован в город Горький и на заводском конвейере Горьковского автозавода грузовые автомобили НАЗ-АА сменили ГАЗ-АА, который все также являлся лицензионной копией американского Ford-AA 1930 модельного года

На стальную штампованную лонжеронную раму лестничного типа в передней части крепились 4-ступенчатая коробка передач (четыре скорости вперёд и одна – назад) и бензиновый, рядный, четырехцилиндровый, нижнеклапанный двигатель с алюминиевыми поршнями цилиндров объемом 3,28 литра и мощностью 40 л.с. при 2200 об/мин. Перед двигателем крепился радиатор водяного охлаждения. Для передачи крутящего момента служило однодисковое, сухое сцепление. Бак был расположен над коленями водителя и пассажира за торпедо, а бензин из него самотеком поступал в карбюратор. Электрооборудование было напряжением 6 Вольт, а для пуска грузовика служил электростартер.

Передняя ось грузового автомобиля ГАЗ-АА подвешивалась к раме на одной поперечной полуэллиптической рессоре и рычажных гидравлических амортизаторах одностороннего действия, а задний мост крепился на двух продольных рессорах кантилеверного типа. Задний мост имел коническую передачу и был соединен с КПП при помощи карданного вала, который был заключен в трубу и жестко крепился к картеру главной передачи. К переднему мосту автомобиля крепились дисковые колеса с резиновыми шинами размером 6,50-20, а к заднему мосту крепились двухскатные дисковые колеса с резиновыми шинами размером 6,50-20. Механический рабочий тормоз действовал через тросовый привод на все колеса, а ленточный ручной тормоз блокировал только задние колеса.


ГАЗ-АА 

На шасси в передней части устанавливалась двухместная металлическая кабина. Для облегчения доступа к моторному отсеку с каждой стороны кабины были предусмотрены открывающиеся боковины. Крыша автомобиля была изготовлена с деревянной вставкой обтянутой брезентом, так как на тот период советская промышленность не имела возможности изготовления цельнометаллического листа такого размера. Двери были подвешены на передних петлях. Цельное лобовое стекло поворачивалось в раме и фиксировалось барашками, при этом на ранних металлических кабинах ГАЗ-АА лобовое стекло было разделено на две части. Для защиты от солнца над лобовым стеклом был установлен козырек. На верхней рамке лобового стекла перед лицом водителя крепился единственный дворник для облегчения видимости в непогоду. Стеклоочиститель имел вакуумный привод, шланг которого соединялся с входным коллектором карбюратора. К левой стойке кабины крепилось зеркало заднего вида. Для защиты кузова от мелких повреждений служил передний бампер из двух упругих стальных полос. В ночное время дорогу освещали две электрический фары, установленных на поперечине между передними крыльями, к которой также крепился звуковой сигнал. Под грузовой платформой к раме крепился единственный задний габаритный фонарь со стоп-сигналом. Для облегчения посадки в кабину служили подножки, которые соединялась с передними крыльями.


ранний ГАЗ-АА с лобовым стеклом из двух частей

В кабине на торпедо располагался щиток с тремя датчиками: слева – замок зажигания, вверху в центре – оптический указатель уровня топлива, справа – амперметр и внизу – спидометр, в котором нанесенные на барабан цифры сменяли друг друга в неподвижном оконце прибора, информируя водителя о скорости. Для подсветки приборов служила общая внешняя лампочка, установленная в верхней части панели. Рулевой механизм с глобоидальным червяком и двойным роликом имел передаточное число 16,6. Руль был четырехспицевым, в центре которого располагался переключатель света и кнопка звукового сигнала. За ступицей руля находились два рычажка: левый был предназначен для ручной корректировки опережения зажигания, а правый – для фиксации положения дроссельной заслонки карбюратора. Стартер приводился в действие гашеткой, расположенной над педалью газа, а чуть ниже и правее самой педали газа была вмонтирована опора для правой ноги водителя.


руль и панель приборов ГАЗ-АА 

За кабиной к раме на деревянных лагах крепилась грузовая платформа с откидными бортами, которая была спроектирована советскими инженерами еще в 1930 году. Откидные боковые борта состояли из четырех досок, которые при помощи болтов были скреплены четырьмя металлическими поперечинами и подвешивались к платформе на четырех петлях. Задний борт состоял из четырех досок, которые при помощи болтов были скреплены тремя металлическими поперечинами и подвешивались к платформе на трех петлях В закрытом положении борта фиксировались специальными замками. Под бортовой платформой за задним мостом крепилось запасное колесо, и к последней поперечине рамы крепился буксирный прибор для прицепов и артиллерийских орудий.

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА мог развивать максимальную скорость до 75 км/ч, при этом расход топлива составлял 17 литров на 100 км пути.

В отличие от американского прототипа советский грузовик имел усиленные картер сцепления, рулевой механизм, установлен дополнительный воздушный фильтр и бортовую платформу увеличенных размеров (2450×1870х500 мм).

Габаритные размеры и масса грузового автомобиля составляли:

  • длина – 5335 мм;
  • ширина – 2030 мм;
  • высота – 1870 мм;
  • колесная база – 3340 мм;
  • снаряженная масса – 1650 кг;
  • грузоподъемность – 1500 кг.

Двигатель грузовика обладал отличной гибкостью в работе, хорошей приспособляемостью к изменениям внешней нагрузки и мог эксплуатироваться на любом сорте бензина, а в жаркую погоду и на керосине. Имелся у грузовика и ряд недостатков:

  • реактивная вилка передней оси упиралась через подпятник в картер сцепления и при резком торможении груженной машины это крепление часто разрушалось;
  • быстро изнашивались неразборные карданные шарниры;
  • быстро изнашивалась зубчатая муфта, соединяющая вторичный вал коробки передач с карданным валом;
  • буксирный прибор часто вырывало из торца рамы;
  • было неудобным место крепления запасного колеса, так как оно могло протереться о картер заднего моста и прийти в негодность;
  • стартер и аккумулятор обладали низким ресурсом, поэтому в реальной эксплуатации грузовик заводили рукояткой;
  • стеклоочиститель с вакуумным приводом в сильный дождь переставал работать, так как скорость автомобиля снижалась до минимума, а следовательно снижались и обороты двигателя.

    ГАЗ-АА с дополнительной фарой на стойке ветрового стекла и дополнительным бензобаком в кузове после автопробега 

30 декабря 1932 года была закончена сборка промышленной партии из 25 фаэтонов ГАЗ-А и 25 грузовиков ГАЗ-АА, которые после торжественного митинга в Горьком отправились в Москву. Путь был довольно сложным: асфальтового шоссе между Нижним Новгородом и Москвой не было, а холмы Владимирской области превратились в ледяные горки, при этом местами дорога была покрыта снежными сугробами или непроходимой грязью. В ходе пробега комиссией было зафиксировано 162 остановки колонны из-за технических неисправностей.

Грузовой автомобиль ГАЗ-А выпускался на Горьковском автозаводе с 29 января 1932 по 1938 год, когда на конвейере его сменил модернизированный грузовик ГАЗ-ММ. С 29 января 1932 по 10 октября 1949 года было изготовлено 829888 грузовиков ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ. Также из машинокомплектов с Горьковского автозавода полуторку собирали с 1933 по 1939 год на Московском автосборочном заводе имени КИМ по 40-50 тысяч экземпляров ежегодно.

ГАЗ-АА использовался как легкий развозной грузовик для низовой товаропроводящей сети, а также на всех предприятиях СССР, в коммунальном хозяйстве городов, в колхозах и совхозах.


образцово-показательный ГАЗ-АА с хромированной решеткой радиатора 

Большая часть ГАЗ-АА поступила в Красную Армию. Грузовик тяжесть фронтовых дорог Великой Отечественной войны и стал основным видом транспорта на «Дороге жизни», проложенной по льду Ладожского озера во время блокады Ленинграда. В период послевоенного восстановления хозяйства СССР на нем была осуществлена значительная часть автоперевозок.

Летом 1933 года шесть лаговых автомобилей ГАЗ-А и шесть грузовых автомобилей ГАЗ-АА приняли участие во Всесоюзном испытательном автопробеге по пескам пустынь Кара-Кум и Кызыл-Кум протяженностью более 9000 км, который получил название Каракумский. Результаты пробега показали, что советские специалисты не ошиблись при выборе прототипа для первого отечественного массового грузового автомобиля.


шасси ГАЗ-АА 

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА послужил базой для создания целого ряда модификаций и спецавтомобилей:

  • ГАЗ-АА-Кегресс – полугусеничный грузовой бортовой автомобиль (1933 год);
  • ГАЗ-АА с мотором Perkins – грузовой автомобиль с дизельным двигателем мощностью 40 л.с. (1934 год);
  • ГАЗ-АА с мотором Dodge D5 – грузовой автомобиль с бензиновым двигателем мощностью 76 л.с. (1937 год);
  • внутризаводской тягач на агрегатах ГАЗ-А и ГАЗ-АА – тягач для буксировки тележек с деталями (1934—1938 год);
  • ГАЗ-14 – газогенераторный двухосный бортовой грузовик (1935—1936 год);
  • ГАЗ-40 – газогенераторный двухосный бортовой грузовик (1936 год);
  • ГАЗ-НАТИ-Г14 – газогенераторный бортовой грузовик (1937—1938 год);
  • ГАЗ-ААА – трехосный бортовой грузовой автомобиль;
  • ГАЗ-АА лесовоз – автомобиль для перевозки леса прицепом-роспуском (1934—1939 год);
  • ГАЗ-1 – экспериментальный 16-местный двухосный автобус (1932 год);
  • ГАЗ-2 – экспериментальный 16-местный двухосный автобус (1932 год);
  • ГАЗ-3 – 16-местный двухосный автобус (1933—1936 год);
  • ГАЗ-13 и ГАЗ-13Б – экспериментальные 13-местные двухосные автобусы с обтекаемым кузовом (1935 год);
  • санитарный автомобиль на базе ГАЗ-АА – опытный медицинский автомобиль (1935 год);
  • ГАЗ-С1 – самосвал (1936—1938 год);
  • ПМГ-1 – пожарная цистерна с лестницей (1932—1941 год);
  • 5АК – коротковолновая ламповая радиостанция;
  • РУС-1 «Ревень» — РЛС метрового диапазона волн.

  • ГАЗ-АА сходит с конвейера
Поделиться с друзьями:
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии