ГАЗ-А-Аэро
В 1934 году в рамках научной диссертации об исследовании аэродинамики автомобиля инженер А.Никитин сконструировал первый в СССР автомобиль с аэродинамическим кузовом на шасси ГАЗ-А, который получил условное название ГАЗ-А-Аэро.
На штампованную клепанную раму трапециевидной формы с лонжеронами и траверсами коробчатого сечения в передней части крепились 3-ступенчатая коробка передач (три скорости вперёд и одна – назад) и форсированный, рядный, четырехцилиндровый, нижнеклапанный двигатель с алюминиевой головкой объемом 3,28 литра и мощностью 40 л.с. при 2200 об/мин, при этом степень сжатия была повышена с 4,2 до 5,45. Перед двигателем крепился радиатор водяного охлаждения. Бак был расположен над коленями водителя и пассажира за торпедо, а бензин из него самотеком поступал в карбюратор.
Передняя ось и задний мост автомобиля ГАЗ-А-Аэро подвешивались к раме на поперечных полуэллиптических рессорах, а для плавности хода служили гидравлические амортизаторы рычажного типа. Задний мост был соединен с КПП при помощи карданного вала, который был заключен в трубу и жестко крепился к картеру главной передачи. К осям автомобиля крепились спицевые колеса. Механический рабочий тормоз действовал через тросовый привод на все четыре колеса, а ленточный ручной тормоз блокировал только задние колеса.
На шасси устанавливался обтекаемый кузов на деревянном каркасе, обшитый стальными листами. Для облегчения доступа к моторному отсеку с каждой стороны кузова были предусмотрены открывающиеся боковины с дополнительными решетками для охлаждения двигателя. Автомобиль для улучшения аэродинамических показателей получил V-образное лобовое стекло и полностью закрытые обтекателями задние колеса. Для этой же цели на ГАЗ-А-Аэро отсутствовали бамперы, подножки и прочие выступающие детали. В результате коэффициент лобового сопротивления составлял всего 0,207, что на 48% меньше, чем у базового автомобиля ГАЗ-А.
ГАЗ-А-Аэро
Габаритные размеры и масса автомобиля составляли:
- длина – 4970 мм;
- ширина – 1710 мм;
- высота – 1700 мм;
- колесная база – 2620 мм;
- снаряженная масса – 1270 кг;
- вместимость – 5 чел.
ГАЗ-А-Аэро развивал максимальную скорость до 107 км/ч, а с места до 80 км/ч автомобиль разгонялся за 36 секунд. Расход топлива на скорости 70 км/ч за счет уменьшения лобового сопротивления снизился на 20% в сравнении с серийным ГАЗ-А.
Автомобиль был построен исключительно для научных целей, поэтому он не участвовал в гонках и не являлся рекордным или гоночным. До наших дней уникальный аэродинамический автомобиль ГАЗ-А-Аэро не сохранился.
ГАЗ-А-Аэро