ГАЗ-74Д

ГАЗ-74

История создания

ГАЗ-74
ГАЗ-74

Работы по противотанковым САУ в СССР начались практически одновременно с немецкими аналогами. Еще в апреле 1941 года обсуждался вопрос о перевооружении танка Т-50 57-мм пушкой ЗИС-2, способной бороться с танками противника. Задание на разработку такой САУ было выдано заводу № 174, специалистами которого был разработан проект с использованием шасси легкого танка с небольшими изменениями корпуса и установкой просторной рубки взамен башни. Эта разработка вызвала интерес у военных, но из-за начала Великой Отечественной войны до практической реализации дело не дошло.

Осенью 1943 года на Горьковском автозаводе под руководством конструктора А.С. Маклакова была разработана и построена на базе танка Т-70 экспериментальная самоходная артиллерийская установка, которая получила обозначение ГАЗ-74.

Параллельные разработки

Параллельно конструкторами Горьковского автозавода была создана унифицированная с СУ-57Б самоходная машина поддержки пехоты с 76-мм пушкой, которая получила обозначение ГАЗ-74Д. Данный вариант отличался дизельным мотором GMC-71, которые поставлялись в СССР по ленд-лизу.

Факт: «В дальнейшем производство данных моторов планировалось наладить в СССР на Ярославском автозаводе».

ГАЗ-74Д
ГАЗ-74Д

Также была разработана САУ ГАЗ-74Б, которая представляла собой гибрид из узлов и агрегатов танка Т-70, американской силовой установки и оригинальных разработок Горьковского автозавода. Ходовая часть по каждому борту состояла из 5 опорных катков от танка Т-70 с индивидуальной торсионной подвеской и 4 поддерживающих роликов. Направляющие колеса были расположены спереди, а ведущие колеса – сзади. На САУ использовалась мелкозвенчатая гусеница с литыми траками. Корпус боевой машины изготавливался из листов катанной бронестали толщиной от 10 до 45 мм. Между собой бронелисты соединялись при помощи сварки. В передней части бронекорпуса было расположено совмещенное отделение, управление и боевое отделение, в котором находился экипаж в составе 4 человек: механик-водитель, командир, наводчик и заряжающий. В переднем лобовом листе бронекорпуса была вырезана амбразура для 76-мм пушки, установленной на раме.

ГАЗ-74Д
ГАЗ-74Д

В качестве основного оружия в лобовом листе надстройки была установлена 76,2-мм пушка С-1. Орудие можно было наводить в горизонтальном направлении в пределах 13,5 градусов в обе стороны, а в вертикальном направлении – от -5 до +14 градусов.

Бронелисты под рациональными углами наклона были расположены только в лобовой части корпуса для обеспечения приемлемого внутреннего объема необходимого для работы экипажа. В крыше имелось три люка с крышками. На крыше командирского люка была смонтирована командирская башенка, имевшая 6 смотровых приборов. В кормовой части находился моторно-трансмиссионный отсек, в котором был расположен американский дизельный двигатель GMC-71.

Факт: «Выпуск данного двигателя планировалось наладить в СССР на Ярославском моторном заводе (ЯМЗ) под индексом ЯАЗ-204».

Самоходная установка ГАЗ-74Б была построена в металле и прошла цикл заводских испытаний, после которых была допущена к госиспытаниям. После успешных госиспытаний САУ была одобрена военными под индексом СУ-76-И или СУ-74. Однако в 1943 году вооружения в виде 76-мм пушки было уже недостаточно для успешной борьбы с новыми немецкими танками. По этой причине серийное производство ГАЗ-74Б с 76-мм пушкой С-1 было решено считать неперспективным занятием.

ГАЗ-74Д
ГАЗ-74Д

Однако работы по совершенствованию САУ не были прекращены. В 1944 году была разработана улучшенная модификация, которая получила индекс ГАЗ-76Д или СУ-76Д (дизельная). Хоть новое орудие С-54 для нее получить так и не удалось, зато бронирование лобовой части было доведено до 60 мм. Доработанная САУ с прежней пушкой С-1 была допущена к госиспытаниям под обозначением СУ-80. Однако на вооружение боевая машина вновь не была принята по нескольким причинам:

  • она не имела явных преимуществ перед уже освоенной советской промышленностью самоходкой СУ-76;
  • данная САУ была оснащена импортным дизельным двигателем, производство которого не удалось освоить на в Ярославле, ни в Миассе, ни на Горьковском автозаводе, который в 1943 году подвергся бомбардировке.

Конструкция САУ ГАЗ-74

Бронекорпус 

Боевая машина отличалась низким силуэтом, надежным бронированием полностью закрытого корпуса и рационально расположенными наклонными броневыми листами толщиной 45 мм.

Силовая установка

ГАЗ-74Д
ГАЗ-74Д

В качестве силовой установки был установлен бензиновый двигатель ЗИС-16, форсированный до 104 л.с объемом 5,555 литра в паре с 4-ступенчатой механической передач.

Это позволяло боевой машине развивать максимальную скорость до 29 км/ч, при этом запас хода составлял 220 км.

Вооружение

Экспериментальная САУ была оснащена опытной противотанковой 57-мм пушкой, которая в дальнейшем получила войсковое обозначение СУ-57Б.

Габаритные размеры, масса и технические характеристики САУ ГАЗ-74:

  • длина – 7440 мм;
  • ширина – 2240 мм;
  • высота – 1910 мм;
  • клиренс – 300 мм;
  • боевая масса – 10500 кг;
  • экипаж – 4 человека;
  • угол подъема – 30 градусов;
  • высота стенки – 0,75 метра;
  • глубина брода – 0,9 метра;
  • ширина рва – 2 метра.