ГАЗ-60 – колесно-гусеничный грузовик конструкции НАТИ
ГАЗ-60
В 1938—1939 годах конструкторы Горьковского автозавода работали над выполнением важного правительственного задания на изготовление полугусеничного грузовика В-3 по документации НАТИ на базе ГАЗ-ММ, который получил индекс ГАЗ-60.
В передней части штампованной лонжеронной рамы лестничного типа был закреплен бензиновый, рядный, четырехцилиндровый, нижнеклапанный двигатель объемом 3,28 литра и мощностью 50 л.с. при 2800 об/мин в паре с 4-ступенчатой коробкой передач, которая имела три передачи вперед и одну назад. В трансмиссию был введен мультипликатор – повышающая передача в отдельном кратере. Для охлаждения перед двигателем был закреплен водяной радиатор. Топливо в карбюратор поступало самотеком из бака, расположенного за торпедо над коленями пассажира. Запускался грузовик при помощи электростартера, а его электрооборудование имело напряжение 6 Вольт.
Передняя ось грузового полугусеничного автомобиля ГАЗ-60 подвешивалась к раме на одной поперечной полуэллиптической рессоре и рычажных гидравлических амортизаторах одностороннего действия. Задний мост имел коническую передачу и был соединен с КПП при помощи карданного вала, который был заключен в трубу и жестко крепился к картеру главной передачи. К передней оси автомобиля крепились дисковые колеса с резиновыми шинами размером 6,50-20. К заднему мосту крепился гусеничный движитель, который состоял с каждого борта из двух пар двухскатных колес-пневматиков, приводимых в движение цепями от ведущего моста, четырех опорных катков и прорезиненной ленты с фрикционным зацеплением о шины. Движитель быль довольно громоздкий и практически удваивал собственный вес базового шасси.
демонстрация возможностей ГАЗ-60
Двухместная металлическая кабина была установлена в передней части рамы. Доступ к мотору обеспечивали откидывающиеся боковины с каждой стороны. В крыше кабины была сделана деревянная вставка, обтянутая брезентом, так как на тот период советская промышленность не имела возможности изготовления цельнометаллического листа такого размера. К кабине на передних петлях подвешивались двери. Грузовик получил цельное лобовое стекло, которое для проветривания кабины могло поворачиваться в раме и фиксироваться барашками. Над лобовым стеклом для защиты от солнца был закреплен козырек. Для движения в непогоду перед водителем на верхней рамке лобового стекла был закреплен единственный стеклоочиститель, который имел вакуумный привод и при помощи шланга был соединен с входным коллектором карбюратора. Для защиты кузова от мелких повреждений служил передний бампер из двух упругих стальных полос. К левой стойке кабины крепилось зеркало заднего вида. Для облегчения посадки в кабину служили подножки, которые соединялась с передними крыльями.
В темное время суток дорогу освещали две электрический фары, которые были закреплены на поперечине между передними крыльями, к которой также крепился звуковой сигнал. Под грузовой платформой к раме крепился единственный задний габаритный фонарь со стоп-сигналом.
сравнительные испытания ГАЗ-60 и ГАЗ-ААА
Внутри кабины ГАЗ-60 на торпедо был расположен приборный щиток со следующим набором датчиков: слева – замок зажигания, вверху в центре – оптический указатель уровня топлива, справа – амперметр и внизу – спидометр, в котором нанесенные на барабан цифры сменяли друг друга в неподвижном оконце прибора, информируя водителя о скорости. Подсветка приборов осуществлялась при помощи лампочки, которая была расположена в верхней части панели. Четырехспицевый руль по центру был оборудован переключателем света и кнопкой звукового сигнала. За ступицей руля были расположены два рычажка: левый служил для ручной корректировки опережения зажигания, а правый – для фиксации положения дроссельной заслонки карбюратора. Стартер приводился в действие гашеткой, расположенной над педалью газа, а чуть ниже и правее самой педали газа была вмонтирована опора для правой ноги водителя.
За кабиной к раме на деревянных лагах крепилась грузовая платформа с откидными бортами. Откидные боковые борта состояли из четырех досок, которые при помощи болтов были скреплены четырьмя металлическими поперечинами и подвешивались к платформе на четырех петлях. Задний борт состоял из четырех досок, которые при помощи болтов были скреплены тремя металлическими поперечинами и подвешивались к платформе на трех петлях. В закрытом положении борта фиксировались специальными замками. Под бортовой платформой за задним мостом крепилось запасное колесо, и к последней поперечине рамы крепился буксирный прибор для прицепов и артиллерийских орудий.
демонстрация возможностей ГАЗ-60 на бездорожье
Габаритные размеры и масса грузового автомобиля ГАЗ-60 составляли:
- длина – 5300 мм;
- ширина – 2300 мм;
- высота – 2075 мм;
- колесная база – 3340 мм;
- снаряженная масса – 3375 кг;
- грузоподъемность – 1200 кг.
С 1939 по 1940 год на Горьковском автозаводе было изготовлено 205 экземпляров ГАЗ-60, большая часть из которых поступила военным.
Первую проверку полугусеничные грузовики прошли во время зимней войны с Финляндией (30 ноября 1939 года – 13 марта 1940 года). Грузовик получил множество рекламаций от военных. Особенно много нареканий вызывали гусеницы, которые в результате интенсивной эксплуатации полностью выходили из строя после 2500—3000 км пробега. Также довольно часто, особенно в зимнее время или на скользких грунтах, ведущие колеса проскальзывали по гусенице, и грузовик терял подвижность. Но не смотря на все недостатки, грузовик был положительно оценен военными, так как позволял перевозить грузы и вооружение там, где обычные автомобили не справлялись с этим.
ФАКТ: «Для улучшения качества гусениц был привлечен экспериментальный НИИ резиновой промышленности (НИЭРП), который в короткие сроки разработал новые гусеницы, выдерживающие пробег до 10 тысяч км. Поставку новых гусениц планировалось начать с 1940 года, однако судьбу ГАЗ-60 решил случай. Существует легенда, согласно которой первому секретарю ЦК КП(б) Украины Н.С. Хрущеву кто-то посоветовал якобы более простой и надежный движитель, который позволял быстро превратить обычный грузовик в полугусеничный. Хрущев загорелся этой идеей и стал добиваться разработки и выпуска таких грузовиков на автозаводах страны, не дожидаясь результатов испытаний. Таким путем за счет сокращения программы выпуска ГАЗ-60 в начале 1940 года на конвейерное производство был поставлен новый колесно-гусеничный грузовик ГАЗ-65».
шасси ГАЗ-60