ГАЗ-3


ГАЗ-3 

Проанализировав конструкции экспериментальный автобусов ГАЗ-1 и ГАЗ-2, в 1933 году специалисты Горьковского автозавода разработали новый автобус на базе ГАЗ-АА, который получил индекс ГАЗ-3. За основу был взят кузов ГАЗ-1, у которого была увеличена по образцу автобуса ГАЗ-2. Такая крыша позволила увеличить высоту салона, что дало возможность перемещаться внутри автобуса, не пригибаясь.

На стальную штампованную лонжеронную раму лестничного типа в передней части крепились 4-ступенчатая коробка передач (четыре скорости вперёд и одна – назад) и бензиновый, рядный, четырехцилиндровый, нижнеклапанный двигатель объемом 3,28 литра и мощностью 40 л.с. при 2200 об/мин. Перед двигателем крепился радиатор водяного охлаждения. Для передачи крутящего момента служило однодисковое, сухое сцепление. Бак был расположен над коленями водителя и пассажира за торпедо, а бензин из него самотеком поступал в карбюратор. Электрооборудование было напряжением 6 Вольт, а для пуска грузовика служил электростартер.

Передняя ось автобуса ГАЗ-3 подвешивалась к раме на одной поперечной полуэллиптической рессоре и рычажных гидравлических амортизаторах одностороннего действия, а задний мост крепился на двух продольных рессорах кантилеверного типа. Задний мост имел коническую передачу и был соединен с КПП при помощи карданного вала, который был заключен в трубу и жестко крепился к картеру главной передачи. К переднему мосту автомобиля крепились дисковые колеса с резиновыми шинами размером 6,50-20, а к заднему мосту крепились двухскатные дисковые колеса с резиновыми шинами размером 6,00-20. Механический рабочий тормоз действовал через тросовый привод на все колеса, а ленточный ручной тормоз блокировал только задние колеса.  

На шасси с передком от ГАЗ-АА крепился деревянный каркас, который снаружи обшивался листовым металлом, а крыша обтягивалась прокрашенной брезентовой тканью. С каждой стороны кузова было расположено по четыре небольших окна. Три из четырех окон были снабжены стеклоподъемниками, а четвертое было закрыто наглухо. Внутри салон обшивался фанерой и сверху дермантином, а к деревянному полу, покрытому черным резиновым ковриком, крепились 16 мягких пружинных сидений, которые были обиты дерматином и были расположены следующим образом: по три ряда двухместный сидений с каждой стороны кузова и два сдвоенных сиденья на четыре места в последнем заднем ряду. Для вентиляции салона служили два вентилятора, которые были расположены в верхней части передней стенки кузова. Сам же автобусный кузов располагал тремя дверьми: водительской, пассажирской и запасной задней , при этом пассажирская дверь открывалась с места водителя при помощи рычажного контроллера. Двери были подвешены на передних петлях. Запасная задняя дверь была одностворчатой и запиралась шпингалетами. Сзади кузова крепилась откидная подножка, которая в поднятом была частью борта, а внутри подножки было расположено запасное колесо. На верхней рамке лобового стекла перед лицом водителя крепился единственный дворник для облегчения видимости в непогоду. Стеклоочиститель имел вакуумный привод, шланг которого соединялся с входным коллектором карбюратора. Лобовое стекло, которое устанавливалось на специальных петлях, можно было приподнять для дополнительной вентиляции салона. Для защиты кузова от мелких повреждений служил передний бампер из двух упругих стальных полос. В ночное время дорогу освещали две электрический фары, установленных на поперечине между передними крыльями, к которой также крепился звуковой сигнал. Сзади к кузову крепился единственный задний габаритный фонарь со стоп-сигналом. 


ГАЗ-3, обслуживающий футбольные матчи в Киеве, 1934 год

В салоне перед рабочим местом водителя на торпедо располагался щиток с тремя датчиками: слева – замок зажигания, вверху в центре – оптический указатель уровня топлива, справа – амперметр и внизу – спидометр, в котором нанесенные на барабан цифры сменяли друг друга в неподвижном оконце прибора, информируя водителя о скорости. Для подсветки приборов служила общая внешняя лампочка, установленная в верхней части панели. Рулевой механизм с глобоидальным червяком и двойным роликом имел передаточное число 16,6. Руль был четырехспицевым, в центре которого располагался переключатель света и кнопка звукового сигнала. За ступицей руля находились два рычажка: левый был предназначен для ручной корректировки опережения зажигания, а правый – для фиксации положения дроссельной заслонки карбюратора. Стартер приводился в действие гашеткой, расположенной над педалью газа, а чуть ниже и правее самой педали газа была вмонтирована опора для правой ноги водителя.

Габаритные размеры автобуса ГАЗ-3 составляли:

  • длина – н/д;
  • ширина – н/д;
  • высота – н/д;
  • высота салона – н/д;
  • колесная база – 3340 мм;
  • вместимость – 16 чел.

ГАЗ-3 выпускался с 1933 по 1937 год в экспериментальном кузовном цехе Горьковского автозавода (бывший Государственный автосборочный завод № 1), когда ему на смену пришел модернизированный автобус ГАЗ-03-30.

В 1934 году на Горьковском автозаводе по заказу фабрики-кухни МСПО (Московского союза потребительских организаций) был разработан и построен в единственном экземпляре хлебный фургон на базе ГАЗ-3.


автобусы ГАЗ-3 

Поделиться с друзьями:
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии