ГАЗ-05-193
В 1936 году на Горьковском автозаводе под руководством Юрия Наумовича Сорочкина на базе трехосного грузового автомобиля ГАЗ-ААА был разработан трехосный штабной автобус, который получил индекс ГАЗ-05-193.
На усиленную стальную штампованную лонжеронную раму лестничного типа в передней части крепились 4-ступенчатая коробка передач (четыре скорости вперёд и одна – назад) и бензиновый, рядный, четырехцилиндровый, нижнеклапанный двигатель с алюминиевыми поршнями цилиндров объемом 3,28 литра и мощностью 40 л.с. при 2200 об/мин. В 1938 году автобус получил более мощный 50-сильный двигатель от легкового автомобиля ГАЗ-М1. Перед двигателем крепился радиатор водяного охлаждения. Для передачи крутящего момента служило однодисковое, сухое сцепление. Бак был расположен над коленями водителя и пассажира за торпедо, а бензин из него самотеком поступал в карбюратор. Электрооборудование было напряжением 6 Вольт, а для пуска грузовика служил электростартер.
Передняя ось штабного автобуса ГАЗ-05-193 подвешивалась к раме на одной поперечной полуэллиптической рессоре и рычажных гидравлических амортизаторах одностороннего действия, а задние мосты крепились на балансирной подвеске с полуэллиптическими рессорами. Задние ведущие мосты имели червячную передачу и были соединен с КПП при помощи карданного вала, который был заключен в трубу и жестко крепился к картеру главной передачи. К переднему мосту автомобиля крепились дисковые колеса с резиновыми шинами размером 6,50-20, а к задним мостам крепились двухскатные дисковые колеса с резиновыми шинами размером 6,50-20. Механический рабочий тормоз действовал через тросовый привод на все колеса, а ленточный ручной тормоз блокировал только задние колеса.
На шасси с передком от ГАЗ-АА крепился деревянный каркас, который снаружи обшивался листовым металлом, а крыша обтягивалась прокрашенной брезентовой тканью. С каждой стороны кузова было расположено по четыре небольших окна. Внутри салон обшивался фанерой и сверху дермантином, по бортам были установлены две четырехместные скамейки, посередине был расположен стол, а по углам кузова – тумбы для хранения бумаг и карт. Для обогрева салон был оборудован печкой, которая действовала от выхлопных газов.
Во время Великой Отечественной войны с 1942 выпускался упрощенный вариант трехосного штабного автобуса, который получил упрощенные крылья и лишился переднего бампера и одной фары, а часть автобусов оснащались дверями с деревянной обшивкой.
Габаритные размеры автобуса ГАЗ-05-193 составляли:
- длина – 5300 мм;
- ширина – 2100 мм;
- высота – 2580 мм;
- колесная база – 3200+940 мм;
- вместимость – 9 чел.
С 1936 по 1943 год в экспериментальном кузовном цехе Горьковского автозавода (бывший Государственный автосборочный завод № 1) было изготовлено 1952 трехосных штабных автобусов ГАЗ-05-193.
колонна ГАЗ-05-193