ГАЗ-03-30
В процессе производства автобус ГАЗ-3 постоянно дорабатывался. В 1935 году над фронтальной частью кабины была установлена многофункциональная панель, которая защищала от дождя и выполняла функции освещения и вентиляции салона. Помимо этого в панель вкладывалась табличка с указанием маршрута, а также названием завода или организации, к которой принадлежал автобус. В 1937 году кузов автобуса был укорочен на 15 см для повышения жесткости и уменьшения веса, а сам автобус получил новое обозначение ГАЗ-03-30 (первые две цифра обозначали модель шасси, следующие за ними через дефис – модель кузова). В 1938 году задняя часть кузова была переконструирована: вместо одной двери появилась двухстворчатая дверь. В 1940 году автобус получил модернизированное шасси ГАЗ-ММ с более мощным двигателем.
В передней части штампованной лонжеронной рамы лестничного типа был закреплен бензиновый, рядный, четырехцилиндровый, нижнеклапанный двигатель объемом 3,28 литра и мощностью 50 л.с. при 2800 об/мин в паре с 4-ступенчатой коробкой передач, которая имела три передачи вперед и одну назад. Для охлаждения перед двигателем был закреплен водяной радиатор. Топливо в карбюратор поступало самотеком из бака, расположенного за торпедо над коленями пассажира. Запускался автобус при помощи электростартера, а его электрооборудование имело напряжение 6 Вольт.
Передняя ось к раме автобуса ГАЗ-03-30 крепился с помощью одной поперечной полуэллиптической рессоре и рычажных гидравлических амортизаторах одностороннего действия, а задний мост – на двух продольных рессорах кантилеверного типа. Главная передача заднего моста была конической и соединялась с коробкой передач при помощи карданного вала, который был заключен в трубу и жестко крепился к картеру главной передачи. К передней оси автомобиля крепились дисковые колеса с резиновыми шинами размером 6,50-20, а к заднему мосту крепились двухскатные дисковые колеса с резиновыми шинами размером 6,50-20. Механический рабочий тормоз действовал через тросовый привод на все колеса, а ленточный ручной тормоз блокировал только задние колеса.
ГАЗ-03-30
На шасси с оперением от ГАЗ-ММ крепился деревянный каркас, который снаружи обшивался листовым металлом, а крыша обтягивалась прокрашенной брезентовой тканью. С каждой стороны кузова было расположено по четыре небольших окна. Три из четырех окон были снабжены стеклоподъемниками, а четвертое было закрыто наглухо и укорочено. Внутри салон обшивался фанерой и сверху дермантином, а к деревянному полу, покрытому черным резиновым ковриком, крепились 16 мягких пружинных сидений, которые были обиты дерматином и были расположены следующим образом: по три ряда двухместный сидений с каждой стороны кузова и два сдвоенных сиденья на четыре места в последнем заднем ряду. Для вентиляции салона служили два вентилятора, которые были расположены в верхней части передней стенки кузова. Сам же автобусный кузов располагал тремя дверьми: водительской, пассажирской и запасной задней , при этом пассажирская дверь открывалась с места водителя при помощи рычажного контроллера. Двери были подвешены на передних петлях. Запасная задняя дверь была двухстворчатой без центральной стойки и запиралась шпингалетами. Сзади кузова крепилась откидная подножка, которая в поднятом была частью борта, а внутри подножки было расположено запасное колесо. На верхней рамке лобового стекла перед лицом водителя крепился единственный дворник для облегчения видимости в непогоду. Стеклоочиститель имел вакуумный привод, шланг которого соединялся с входным коллектором карбюратора. Лобовое стекло, которое устанавливалось на специальных петлях, можно было приподнять для дополнительной вентиляции салона. Для защиты кузова от мелких повреждений служил передний бампер из двух упругих стальных полос.
В салоне автобуса ГАЗ-03-30 перед рабочим местом водителя на торпедо располагался щиток с тремя датчиками: слева – замок зажигания, вверху в центре – оптический указатель уровня топлива, справа – амперметр и внизу – спидометр, в котором нанесенные на барабан цифры сменяли друг друга в неподвижном оконце прибора, информируя водителя о скорости. Для подсветки приборов служила общая внешняя лампочка, установленная в верхней части панели. Рулевой механизм с глобоидальным червяком и двойным роликом имел передаточное число 16,6. Руль был четырехспицевым, в центре которого располагался переключатель света и кнопка звукового сигнала. За ступицей руля находились два рычажка: левый был предназначен для ручной корректировки опережения зажигания, а правый – для фиксации положения дроссельной заслонки карбюратора. Стартер приводился в действие гашеткой, расположенной над педалью газа, а чуть ниже и правее самой педали газа была вмонтирована опора для правой ноги водителя.
ГАЗ-03-30 послевоенного выпуска
Габаритные размеры автобуса ГАЗ-03-30 составляли:
- длина 5300 мм;
- ширина – 2135;
- высота – 2575;
- колесная база – 3340 мм;
- снаряженная масса – 3290 кг;
- вместимость – 16 чел + водитель.
Автобус ГАЗ-03-30 выпускался в экспериментальном кузовном цехе Горьковского автозавода (бывший Государственный автосборочный завод № 1) с 1937 по 1950 год, когда ему на смену пришел автобус следующего поколения – ГЗА-651. За все время производства было изготовлено 14808 автобусов ГАЗ-3 и ГАЗ-03-30: 1933 год – 213 экз., 1934 год – 30 экз., 1935 год – 503 экз., 1936 год – 309 экз., 1937 год – 458 экз., 1938 год – 1043 экз., 1939 год – 1634 экз., 1940 год – 1351 экз., 1941 год – 528 экз., 1942 год – 3 экз., 1943 год – 9 экз., 1944 год – 16 экз., 1945 год – 383 экз., 1946 год – 1278 экз., 1947 год – 1016 экз., 1948 год – 1740 экз., 1949 год – 2139 экз., 1950 год – 1655 экз.
ФАКТ: «С 1942 по 1944 год было изготовлено всего 28 автобусов, которые использовались для заводских нужд. В 1945 году был возобновлен серийных выпуск автобусов, при этом их отличительной чертой стали упрощенные Г-образные передние крылья».
На базе пассажирского автобуса ГАЗ-03-30 были разработаны модификации санитарного автобуса ГАЗ-03-32 и штабного автобуса для армии.
ГАЗ-03-30 с упрощенными крыльями