Бе-4 улучшенный


Бе-4 улучшенный

Изготовленные в Омске гидропланы отличались от первых серийных экземпляров усиленный вооружением и получили условное обозначение Бе-4 улучшенный.

Вместо одного курсового пулемета ШКАС винтовочного калибра на гидроплан стали ставить по два крупнокалиберных пулемета УБ с боекомплектом по 150 патроном на ствол. Количество бомбодержателей было увеличено до четырех, при этом бомбовая нагрузка возросла до 400 кг.

В течение 1942 года на Омском авиазаводе № 166 успели построить несколько гидропланов, после чего выпуск Бе-4 перенесли на Красноярский завод № 177, который ранее занимался постройкой катеров. В связи с отказом от довоенной кораблестроительной программы и замораживанием строительства крейсеров и линкоров планы выпуска КОР-2 резко сократились. Первоначально планировалось построить 150 самолетов, но в 1943 году заказ был уменьшен до 50 экземпляров, а потом и вовсе план их строительства утратил приоритет. Фронт нуждался не в катапультных разведчиках, а в истребителях, бомбардировщиках и штурмовиках.

По той причине, что в Красноярске налаживать производство пришлось «с нуля», то первую машину смогли собрать только в ноябре. На ней в очередной раз изменили вооружение: один из курсовых пулеметов сняли, зато на турели поставили крупнокалиберный пулемет УБТ, который позволял более эффективно защищаться от вражеских истребителей.

В таком виде Бе-4 улучшенный строили вплоть до окончания производства в 1945 году.  За этот период успели изготовить всего 46 экземпляров, включая два прототипа.

Конструкция гидроплана

Фюзеляж

Фюзеляж гидроплана был изготовлен из дюралюминия, имел форму лодки с килем и двумя раданами и был разделен водонепроницаемыми переборками на пять отсеков, что повышало живучесть лодки. Переход из кабины пилота в отсек штурмана обеспечивала герметичная дверь в одной из переборок. Водяной руль был расположен за вторым раданом.

Продольный набор лодки состоял из килевой балки и стрингеров, которые были выполнены из прессованных дюралевых профилей, а поперечный набор – из шпангоутов, которые были изготовлены из штампованных профилей.

Гидроплан Бе-4 улучшенный имел сдвоенное управление, что давала штурману возможность управления вместо летчика. Для этого в кабине штурмана была предусмотрена возможность установки съемной ручки управления и педалей. Для управления служила смешанная тросовая жесткая проводка. Для управления триммерами использовались тросы и цепи Галля. С рулем поворота синхронно работал водяной руль.

Сиденье летчика имело бронеспинку, а фонарь кабины был оснащен механизмом, который облегчал покидание гидроплана в случае катастрофы.

Крыло

Крыло имело кессонную цельнометаллическую конструкцию, которая состояла из центроплана и двух складывающихся поворотом назад консолей, и было снабжено посадочными щитками и элеронами, которые имели осевую аэродинамическую компенсацию. Средняя часть и носок крыла при помощи заклепок были обшиты дюралевыми листами, а задняя часть крыла – полотном. Два неубирающихся поплавка крепились на вертикальных стойках под консолями. Каждый поплавок был разделен герметичными переборками на три водонепроницаемых отсека.

Горизонтальное оперение гидроплана Бе-4 улучшенного состояло из неподвижно закрепленного стабилизатора и неразрезного руля высоты, который при помощи пяти кронштейнов был подвешен к стабилизатору. В состав вертикального оперения входили киль и руль направления. Рули были оснащены осевой аэродинамической компенсацией и триммерами, управление которыми осуществлялось из кабины летчика. В качестве обшивки для стабилизатора и киля использовался листовой дюраль, а для рулей – полотно.

Для эксплуатации на наземных аэродромах на гидроплан устанавливалось неубирающееся шасси с хвостовым костылем. Стойки шасси и костыль имели конструкцию пирамидального типа с масляно-пневматической амортизацией и тормозными колесами.

Силовая установка

В качестве силовой установки был использован девятицилиндровый звездообразный мотор М-62 воздушного охлаждения, к которому крепился металлический винт с тремя лопастями диметром 2,6 метра с автоматически изменяемым в полете шагом. На центроплане крыла над фюзеляжем крепилась обтекаемая мотогондола. Мотор был защищен цилиндрическим капотом с регулируемой выходной щелью. Топливо в мотор поступало из четырех алюминиевых баков общим объемом 840 литров, два из которых были расположены в фюзеляже, два других – в мотогондоле. Для снижения пожароопасности баки были оборудованы системой заполнения инертным газов, а для предотвращения вытекания топлива при пулевых прострелах служили протекторы.

В состав маслосистемы входили бак, который находился в мотогондоле за противопожарной перегородкой, и два маслорадиатора, которые были закреплены на нижней поверхности центроплпана. Для запуска мотора служил электроинерционный стартер, а также двигатель можно было завести вручную.

Оборудование

Оборудование гидроплана Бе-4 улучшенного состояло из аэронавигационных огней, внутреннего освещение самолета, системы электрообогрева приборов и комбинезонов экипажа, электробензиномера СБЭ-40, электротермометра ТВЭ-40, системы электропитания прицела ОПБ-1 и бомбосбрасывателя ЭСБР-3, системы электропитания средств связи, электроинерционного стартера РИ-24 и электромеханизма управления посадочными щитками.

В состав кислородного оборудования входили кислородные приборы КПА-3 для летчика и штурмана.

Также гидроплан был оснащен комплектом инструмента штурмана, ракетницей, бачком для пресной воды, двумя аптечками, рюкзаком для бортпайка, сигнальными флажками и съемными шторками для отработки полетов при плохой видимости.

Помимо этого на борту гидроплана Бе-4 имелись спасательные средства, которые состояли из парашютов, спасательных поясов для членов экипажа и надувной лодки с двумя складными веслами.

В состав морского оборудования входили донный якорь, плавучий якорь, буксирный канат и багор.

Радиооборудование состояло из коротковолновой радиостанции РСБМ-бис с тросовой и жесткой антеннами.

Также на гидроплане был установлен аэрофотоаппарат перспективной съемки АФА-27Т, который предназначался для осуществления фоторазведки и фиксации результатов бомбометания.

В качестве наступательного стрелкового вооружения на гидроплане в носовой части был неподвижно закреплен скорострельный курсовой пулемет ШКАС с боекомплектом 500 патронов на ствол, огонь из которого вел летчик.


Сборка Бе-4 улучшенного на Красноярском заводе

Поделиться с друзьями:
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии