АНТ-2бис – русский самолет с американским мотором
схема АНТ-2бис
В феврале 1930 года на всесоюзном конкурсе на легкий пассажирский самолет, организованный главной инспекцией Гражданского воздушного флота, Туполев улучшенную модификацию АНТ-2 с американским девятицилиндровым звездообразным мотором воздушного охлаждения Wright J-4 Whirlwind мощностью 200 л.с., который получил обозначение АНТ-2бис.
В ноябре 1930 года в мастерских ЦАГИ была заложена партия из пяти самолетов, но лишь один из них был достроен и принят на службу. Постройка остальных экземпляров была прекращена на начальном этапе по причине свертывания государственного финансирования. Руководство отрасли решило, что нерационально тратить дорогой и дефицитный дюраль на выпуск небольших пассажирских самолетов, которые можно изготавливать из дерева с полотняной обшивкой.
Форма фюзеляжа самолета АНТ-2бис в поперечном разрезе представляла собой вытянутый вниз треугольник со скругленной верхней гранью. Такая форма придавала конструкции необходимую жесткость без использования растяжек и подкосов для крепления шпангоутов, что в свою очередь привело к снижению веса. Моторная рама крепилась к передней части фюзеляжа при помощи четырех болтов и составляла целое с противопожарной перегородкой.
Открытая кабина пилота, которая была оборудована целлулоидным ветровым козырьком на алюминиевой раме, находилась за противопожарной перегородкой. Далее за кабиной был расположен закрытый пассажирский салон, который был оборудован по левому борту дверцей для входа, по обоим бортам большими окнами-иллюминаторами и двумя плетенными из камыша креслами, которые были расположены друг напротив друга. От кабины салон был отделен гофрированной стенкой.
К верхним лонжеронам фюзеляжа самолета АНТ-2бис при помощи четырех болтов крепилось жесткое, неразрезное крыло с двумя лонжеронами и 26 ферменными нервюрами. В передней части крыла, которое нависало над кабиной пилота, имелся вырез. Снизу на концах крыла имелись небольшие дужки для направления руками во время движения самолета по аэродрому. Также данные дужки использовались для крепления самолета во время стоянки на площадке. Элероны длиной по 2,5 метра подвешивались на концах крыла шарнирным способом, а управление ими производилось жестко при помощи трубчатых кольчугалюминиевых тяг и качалок.
К хвостовой части фюзеляжа крепился монопланового типа стабилизатор, длина которого составляла 2,7 метра. Рули высоты, длина которых составляла 1,45 метра каждого, крепились при помощи шарниров к задней кромке стабилизатора, а управление ими также производилось жестко при помощи трубчатых кольчугалюминиевых тяг и качалок. К вертикальной балке, которая сзади замыкала фюзеляж, крепился киль, высота которого составляла 1,4 метра. К этой же балке крепился руль управления высотой 1,37 метра, который приводился в движение при помощи ножных педалей и тросов.
Трехопорное шасси АНТ-2бис было обычного типа и имело хвостовой костыль. К фюзеляжу самолета крепилась основная тележка шасси, которая состояла из двух полуосей с трубчатыми растяжками, которые были заключены в трапецивидный обтекатель между колесами шасси. Боковые подкосы поднимались вверх от внешних концов полуосей и уходили в борта фюзеляжа самолета. Костыль, который служил в качестве третьей опоры, состоял из стальной трубы с резиновым амортизатором и крепился к фюзеляжу, проходя сквозь нижний лонжерон.
Единственный выпущенный экземпляр АНТ-2бис несколько лет использовался для перевозки пассажиров, почты и курьерских грузов.