История
«Анадва»
30 июня 1916 года по проекту летчика-испытателя фирмы «Анатра» В.Н. Хиони был построен оригинальный двухфюзеляжный аэроплан с фюзеляжами от «Анасаль», длинными крыльями и стрелковой гондолой, всроенной в верхнее крыло между фюзеляжами, который получил название «Анадва» («Анатра-Хиони», «Двухвостка Хиони» тип ВХ).
Самолет был трехместным: летчик сидел в левом фюзеляже, наблюдатель — в правом, а на верхнем крыле помещалась гондола стрелка с пулеметной турелью. Такое расположение огневой точки обеспечивало ей ничем не ограниченный круговой обстрел. Испытания первого экземпляра показали недостаточную энерговооруженность машины и крайне низкие летные данные.
К маю 1917 года был построен второй экземпляр «Анадва», который теперь стал пятиместным и кроме верхней турели получил стрелковые лючки в фюзеляжах. Это делало его одним из наиболее хорошо защищенных самолетов своего времени.
Самолет показал неплохие летные данные, и его было решено использовать в качестве фронтового бомбардировщика. 3 ноября 1917 года с фирмой был заключен контракт на постройку 50 экземпляров, но из-за революции он остался невыполненным.
Летом того же 1917 года в Одессе проходили испытания третьего экземпляра «Анадва» на поплавках, которые закончились катастрофой. 11 августа самолет с авиаконструктором за штурвалом разбился при посадке на воду. Сам Хиони не пострадал, но пассажир, сидевший в верхней гондоле, выпал оттуда и утонул. Это поставило крест на дальнейшей карьере машины.
Продолжение истории «Анадва»
В 1921 году Хиони вернулся к своему дореволюционному проекту и построил четвертый экземпляр «Анадва» с моторами мощностью 160 л.с., который получил название Хиони-4.
Радиаторы были вписаны в контур верхнего крыла, как это делалось на многих германских и австрийских машинах. Над центропланом нижнего крыла между фюзеляжами располагался крупный сигарообразный бензиновый бак.
Самолет Хиони-4 отличался измененной формой хвостового оперения с роговой компенсацией рулей поворота и небольшими дополнительными вертикальными рулями, которые были укреплены на внешних межкрыльеых стойках. По замыслу конструктора они помогали компенсировать разворачивающий момент в случае отказа одного из двигателей.
Хиони прилетел на своем новом самолете в Москву, где совершил несколько демонстрационных полетов. Но по оценке специалистов, конструкция самолета была морально устаревшей, а его летные характеристики далеко отставали от требований времени. В итоге Хиони-4 остался в единственном экземпляре, а в 1923 году его отправили на слом.
Конструкция «Анадва»
Фюзеляж
Основу фюзеляжа составляла деревянная ферма прямоугольного сечения, которая состояла ясеневых лонжеронов и поперечин, скрепленных металлическими накладками. Для придания дополнительной жесткости ферма была усилена внутренними перекрестными расчалками из стальной проволоки. К передней части фюзеляжа при помощи болтов крепилась моторама, которая была сварена из стальных труб. Фюзеляж, кроме съемных боковых панелей из алюминия, при помощи гвоздиков и клея был обшит двухмиллиметровой трехслойной фанерой.
Крылья и оперение
Двухлонжеронные крылья «Анадва» имели конструкцию из сосновых лонжеронов, фанерных нервюр и проволочной задней кромки, и были обшиты хлопчатобумажным полотном при помощи шпагата, при этом швы были заклеены матерчатыми лентами. Несущие поверхности были соединены между собой при помощи вертикальных сосновых стоек каплевидного сечения и проволочных расчалок с регулируемыми резьбовыми тендерами. Консоли верхнего крыла были прикреплены к фюзеляжу при помощи ферменного пилона, который изготавливали из железных труб, а нижние – при помощи поперечных распорок, которые были закреплены на нижних лонжеронах фюзеляжа. На верхнем крыле имелись элероны, в основе которых лежал трубчатый каркас, обшитый полотном.
Оперение аэроплана «Анасаль» состояло из киля, стабилизатора и рулей, которые имели в своей основе каркас из трубчатых обводов и деревянных нервюр, обшитых полотном. Хвостовое оперение крепилось к фюзеляжу при помощи болтов. Проводка управления рулями – мягкая, тросовая, частично была скрыта внутри фюзеляжа.
Силовая установка
В качестве силовой установки для аэроплана служили два девятицилиндровых звездообразных мотора «Сальмсон» мощностью 120 л.с. каждый с водяным охлаждением.
Шасси
Шасси аэроплана «Анадва» представляло собой сварную тележку из стальных труб овального сечения и проволочных расчалок. Колесная ось была сделана из трубы и соединена со стойками резиновыми шнуровыми амортизаторами. Две трубчатые распорки, которые были закреплены спереди и сзади колесной оси, придавали конструкции жесткость. К оси крепились спицованные колеса с узкими шинами, при этом спицы с обеих сторон были закрыты алюминиевыми дисками или круглыми чехлами из полотна. К каркасу фюзеляжа при помощи шарнирной подвески с резиновой амортизацией крепился хвостовой костыль из ясеневого бруска.
Летно-технические характеристики аэроплана «Анадва»:
- размах крыла – 19,10 м;
- площадь крыла – 62 кв.м;
- длина – 8,1 м;
- масса пустого самолета – 1280 кг;
- взлетная масса – 1930 кг;
- двигатель – «Сальмсон»;
- мощность – 2×120 л.с.
- максимальная скорость– 140 км/ч;
- крейсерская скорость – 121 км/ч;
- время набора высоты – 5,5 мин;
- дальность полета – 450 км;
- потолок – 4000 м;
- экипаж – 6 чел.;
- вооружение – до 5 пулеметов и до 350 кг бомб.